Тема: Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
В управлении педагогическим процессом можно назвать два приоритетных направления:
· моделирование;
· адаптирование примерной модели к условиям ДОУ, группы.
Реализация этих направлений требует изменения позиций как воспитателя, так и руководителей ДОУ. Все больше на первый план у руководителей выходит задача прогнозирования, для воспитателей – коррекция педагогического процесса. Для всех уровней специалистов дошкольного образования становится необходимым наличие аналитических, прогностических умений, овладение процедурой диагностирования, знание основ педагогической диагностики, критичность и рефлексивность педагогического мышления.
Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий. Технология (с греческого - искусство) – это определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей (цитируется по книге С.В.Кульневич «Педагогика личности»,ТЦ «Учитель»,2001г.). Технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, более алгоритмична и точна, содержит аппарат диагностирования, корректирования и т.д. Технология является моделью (алгоритмом) реализации педагогической концепции. Личностно-ориентированная технология помогает увидеть личность в другом и в себе. В личностной технологии искусство проявляется на уровне подхода, плана действия, а не жесткого нормирования шагов (алгоритмов) воспитания. Любая технология предполагает индивидуально-дифференцированный подход к детям.
В литературе описаны различные модели педагогических технологий:
1. Модель индивидуальной педагогической поддержки (Е.В.Бондаревская). Одни и те же требования (задания) дети могут выполнять при помощи различных приемов и способов.
2. Личностная педагогическая поддержка, которая состоит в совместном определении с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем). Здесь реализуется феномен «Я»- реально и «Я»- индивидуально, что приводит личность к саморазвитию, самоопределению.
С технологической стороны педагогическая поддержка отражает этапы деятельности педагога: диагностический, поисковый, договорный (сотруднический), деятельностный, рефлексивный.
И.П.Подласый сформулировал закономерность педагогического процесса:
I. Закономерность динамики педагогического процесса.
Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
II. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
III. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
IY. Закономерность стимулирования.
Продуктивность педагогического труда зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных и т.д.) стимулов.
Y. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.
YI. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
Течение и результат учебно-воспитательного процесса обусловлены качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
YII. Закономерность обусловленности педагогического процесса.