Особенности мышления у детей с нарушениями зрения.
Мышление - процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики.
Тифлопсихологи (Выготский Л.С. [3], Земцова М.И. [13], Крогиус А.А.[18], Солнцева Л.И. [29]) отмечают, что люди с нарушениями зрения уже с раннего возраста побуждаются самими условиями жизни к интенсивному развитию мышления. Вследствие ограниченности восприятия внешнего мира ребёнок должен широко использовать доступный ему материал, устанавливать между его элементами возможно более полные и разносторонние отношения, выяснять их взаимную связь и значение. Поэтому при благоприятных условиях мыслительные способности слепого получают могущественные стимулы для развития. И к одному из самых важных факторов мышления, именно к вниманию, окружающие условия предъявляют запросы уже на самых ранних ступенях жизни. Для того чтобы сколько-нибудь ориентироваться в окружающем, слепой должен с величайшим вниманием относиться ко всем доступным ему восприятиям, возможно продолжительнее хранить их в памяти, возможно искуснее строить из отдельных, доступных ему элементов, картину целого, недоступную симультанному его восприятию. Поэтому слепой уже с самых ранних лет привыкает управлять своим вниманием, привыкает к напряженной работе не только пассивного, но и активного внимания. Это обстоятельство, конечно, значительно способствует развитию мыслительной деятельности.
При условии получения богатого и интересного материала для мышления, слабовидящие могут достигать высокого умственного развития. Многие авторы отмечают большую способность слепых к философскому и математическому мышлению и вообще к научной деятельности, поскольку она для них доступна.
Особенности мышления при нарушении зрения:
· Несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения.
· Отставание формирования речевых навыков, в накоплении языковых малого количества языковых средств и выразительных движений.
· Трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке.
· Дивергенция, т.е. расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообусловливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.
· Затруднения при классификации предметов.
· У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления.
· Недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.
Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения и особенно у слепых из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов, Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности - чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются.
Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для умственного развития людей с нарушением зрения. Часто окружающие относятся к слабовидящим так холодно и презрительно, так дают почувствовать ему его слабость, неловкость, дефективность, что слепой впадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес, к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным. Иногда на духовном развитии слепого вредно отражается, напротив, чрезмерная жалостливость окружающих. Ему высказывают постоянные сожаления, за ним усиленно ухаживают, ни шагу не дают сделать свободно, и он становится неспособным к какому бы то ни было напряжению, усилию, делается слабым, инертным, безвольным. И в том и в другом случае умственные интересы падают, умственная работа замирает, умственная жизнь тускнеет и блекнет. Тифлопедагог должен всегда иметь в виду эту опасность и всеми силами содействовать нормальному развитию умственных интересов слепого. Особенно важным является в этом отношении живое умственное общение со слепым. Частые разговоры, вопросы, обмен мнений являются одним из важнейших стимулов умственного развития. Незаменимое значение для слепого имеют книги. Слепые с жадностью читают их и с еще большей жадностью слушают чтение вслух. Книги полнее всего вводят слепого в окружающий мир, лучше всего знакомят его с людьми, с наукою, с техникою, с общественными вопросами, дают ему глубокие художественные наслаждения.
При условии получения богатого и интересного материала для мышления, слабовидящие могут достигать высокого умственного развития. Многие авторы отмечают большую способность слепых к философскому и математическому мышлению и вообще к научной деятельности, поскольку она для них доступна.
Виды мышления
· Логическое мышление
· Панорамное мышление
· Комбинаторное мышление
· Нестандартное мышление
· Латеральное мышление
· Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
· Дивергентное мышление
· Практическое мышление
· Oбходное мышление
· Саногенное мышление
· Патогенное мышление
· Стратегическое мышление
· Музыкальное мышление
Классификация по психическим процессам
· Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
· Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)
· Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Классификация по результатам мышления
· творческое;
· репродуктивное.
Классификация по уровню психических процессов
· аналитическое;
· интуитивное.
Операции мышления
· Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
· Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
· Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
· Классификация — группировка предметов по признакам.
· Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
· Конкретизация — выделение частного из общего.
· Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.