Понятие трудновоспитуемости и ее причины
Все дети уникальны и неповторимы, ни один ребенок не бывает легким и беспроблемным в процессе своего становления и воспитания. Это нормально. Но есть дети, которые по самым разным причинам сложнее, чем другие. Долгое время в нашей педагогике использовался, да и сейчас широко применяется термин «трудные», под которым в основном понимались социально и педагогически запущенные дети. В настоящее время более приемлемым является понятие трудновоспитуемости. Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка и подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.
По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно распределить на две группы:
1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых
поддается достаточно быстрой коррекции — дети с начальной
степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически
запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хро
ническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с ак
центуациями характера; нестандартные дети: неудачники и изгои,
застенчивые, левши, с характером, медлительные.
2. Трудновоспитуемые, коррекция нарушений поведения
и личности которых требуют значительных усилий и време
ни — дети и подростки с делинквентным поведением; бродяги, бес
призорники; одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запу
щенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями
(ЗПР); дети из детских домов, приемные дети.
Причины трудновоспитуемости:биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы и инвалидность и др.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические.
Дезадаптация — состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.
Дидактогения - возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т. п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.
Основные симптомы, являющиеся критериями дезадаптации: агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демон-
стративное недовольство всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой. Конечно, это — перечень, а не совокупность необходимых для каждого ребенка признаков, чтобы считать его дезадаптированным.
Механизм адаптации и дезадаптации формируется в процессе взросления человека и вхождения его в среду общественных отношений. Следовательно, проблема дезадаптации является особенно важной в детском возрасте, когда эти процессы только начинаются, они еще довольно динамичны, слабы и легко поддаются перестройке.
В общем подходе к трудновоспитуемым детям надо руководствоваться принципами:
Прогресс, а не идеал!— любое, даже самое небольшое, положительное изменение в поведении трудновоспитуемого ребенка считается уже успехом и самого ребенка, и воспитателей.
Воспитание— работа на будущее — даже если нет видимых результатов, не надо отчаиваться, они обязательно будут, но нужно время и терпение.
Виды дезадаптации(в зависимости от природы возникновения, характера и степени проявления):
• Патогенная — вызывается отклонениями, патологиями
психического развития и нервно-психическими заболевания
ми, в основе которых лежат функционально-органические по
ражения центральной нервной системы. По степени и глубине
могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопа
тии, органические поражения головного мозга, отставание в
умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь погра
ничный характер (повышенная тревожность, возбудимость,
страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.). Среди
форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются пробле
мы социальной адаптации умственно отсталых детей.
• Психическая— связана с половозрастными и индивиду
ально-психологическими особенностями ребенка, подростка,
которые обусловливают их определенную нестандартность,
трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагоги
ческого подхода и в отдельных случаях специальных психоло
го-педагогических коррекционных программ, которые могут
быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-
воспитательных учреждений. Бывает устойчивой формы: ак
центуации характера, снижение порога эмпатийности (уме-
ния сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, растормо-женность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети — и неустойчивой формы: психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирую-щими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.
• Социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. При этом имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной сторон социализации. Две стадии социальной дезадаптации:
— педагогическая запущенность — характеризуется хрониче
ским отставанием по ряду предметов школьной програм
мы, сопротивлением педагогическому воздействию, дер
зостью, негативным отношением к учебе, различными со
циальными проявлениями: сквернословие, курение, ху
лиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные
отношения с учителями, родителями и сверстниками;
— социальная запущенность детей и подростков — такие дети
не только плохо учатся, хронически отстают по предме
там учебной программы, оказывают противодействие пе
дагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие ин
тересы, нет полезных умений и навыков, не формируется
профессиональная направленность. Для них характерны
глубокая отчужденность от семьи и школы, формирова
ние и развитие идет под влиянием асоциальных, крими
ногенных группировок, усвоение групповых норм и
ценностей которых приводит к деформации сознания,
ценностных ориентации и социальных установок. Со
циальные отклонения: беспризорничество, бродяжниче
ство, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонаруше
ния, аморальное и асоциальное поведение, проституция.
Социальная дезадаптация — процесс обратимый,т. е. при своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться в норму. Ярким подтверждением этого является опыт работы А.С. Макаренко и В.Н. Сороки-Росинского с трудновоспитуемыми детьми.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли смысл основных рассмотренных понятий?
2. Побеседуйте со школьным психологом и социальным педагогом с
целью выяснения, как диагностируют на практике трудновоспитуемость
детей и подростков, как корректируют поведение детей, как учителя от
носятся к проблеме трудновоспитуемости.