Тема 8.5. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
1. Понятие «музыкальное оформление» культурно - досуговых программ
2. Классификация в культурно - досуговых программах
3. Функции музыки в культурно - досуговых программах
1.
Музыкальное оформление является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно - досуговых программы.
Режиссеру - постановщику необходимо в совершенстве владеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления культурно - досуговых программ.
Одним из важных элементов культурно - досуговой программы является музыка. Она способна с большой силой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Вот почему знания собственностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно -досуговой программе необходимы режиссерам культурно - досуговых программ для организации более эффективного художественного - эмоционального воздействия на зрителе средствами музыкального искусства.
Музыкальное оформление - это включение в досуговую программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.
2.
Классификация музыки в культурно - досуговых программах:
1. Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведения, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов, досуг мероприятия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.
Музыкальный пролог выполняет роль вступления или экспозиции. Его задача - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.
Особенность музыкального пролога - экспозиции - это лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут рассказываться в основной части мероприятия с помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно - выразительного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.).
Музыкальный пролог может быть представлен следующими формами:
а) увертюрой;
б) музыкально - пластическим плакатом;
c) музыкально - поэтической композицией;
d) музыкальным видео - киноматериалом.
а. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра.
В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.
б) музыкально - пластический плакат - синтез музыки, пантомимы и хореографии.
Особенность - содержание такого пролога воплощается в танцах и пластических движениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую направленность и сюжетное настроение.
с). музыкально - поэтическая композиция - это единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержания, драматургической завершенностью.
Характер музыкального пролога определяется спецификой и характером программы.
В КВН - это музыкальный выход и приветствие команд.
На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях, музыкальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш - парады духовых оркестров, традиционные ритуалы и парады самодеятельных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках. Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут получить продолжение и развитие по ходу программы.
Каждая культурно - досуговая программа состоит из нескольких взаимосвязанных из эпизодов.
2. Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Его специфика - обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен.
Если в экспозиции происходит изложение основных тем или одной темы, то в эпизоде тщательно разрабатывается одна из них или отдельный аспект главной темы.
Музыкальный эпизод - это синтез готовых музыкальных произведений, принадлежащих одному или разным композиторам в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматической законченностью, т.е. завязка, кульминация и развязка.
3. Широко используются в культурно - досуговых программах вставные музыкальные номера. Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная композиция, фрагмент из музыкального фильма и т.д. Специфика музыкальных номеров в культурно - досуговых программе - они должны быть связаны с темой идеей и органично вмонтированы в сюжет программы. Задача режиссера - сделать из песни своеобразный музыкальный рассказ о жизни человека, его судьбе, чувствах и мыслях.
4. Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увертюру к действию, которое будет развертываться в последующем фрагменте программы.
Его сценическая особенность - он является своеобразным введением, но и заключением предыдущего эпизода, т.е. выступают звена между двумя эпизодами.
Музыка антракта призвана держать темпо - ритм программы, организовать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образов образах во время перестановок, пауз, перестроений.
5. Музыкальные финалы - значительная часть культурно - досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ними связанная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Музыкальный финал несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникла у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идея программы.
Распространенной формой музыкального финала является выступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д., с приемами активизации зрительного зала: коллективное пение, скандирование, шествие.
3.
Музыка, в зависимости от условий ее применения досуговой программе может нести самые разнообразные функции:
а). Одна из важнейших функций музыки - эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места времени действия.
- Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность персонажей.
Эта функция музыкального искусства поможет создать социальный портрет персонажа, поскольку, как правило, в досуговых программах они носят обобщенный характер: солдат, матрос, крестьянин, рабочий или сатирические образы: пьяница, бюрократ и т.д. соответственно их характеристикам подбираются произведения.
Особенно важное значение имеет для представлений на стадионах, улицах, площадках, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно, поскольку часто исполнителей и зрителей разделяет довольно большое расстояние.
- Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Песни - музыкальный документ эпохи, т.к. обладая чувством времени, выбирает в себя психологию и настроение тех лет, когда они создавались.