Тема 8.1. Драматургия культурно-досуговых программ

1. Понятие драматургия

2. Специфические особенности культурно-досуговых программ

3. Этапы работы над сценарием

4. Способы создания сценария КДП

1.

Драматургия– важнейший компонент технологического процесса. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Здесь осознается основополагающий элемент технологического процесса – цель, которая выражает смысл предполагаемого действия и начинает её формирование. Построение культурно-досуговой программы происходит по законам литературного замысла как идеального проектирования.

Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы.

Драматургияявляется основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности.

Подбор и использование драматического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. В культурно-досуговой программе драматургическая концепция – это исходное, общественно значимое событие, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

Культурно-досуговая программа это результат своеобразной традиции созданный на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившая творчеством самих участников программы и зрителей. Драматургия – сюжетно-образная концепция.

2.

  • Творчество сценариста профессионально;
  • Драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально,
  • В сценарии могут использоваться литературно-художественые, документальные, исторические и другие фрагменты;
  • В сценарии используется все многообразие выразительных средств, как самодеятельного, так и профессионального искусства
  • Герой в сценарии КДП – реальный человек или художественный образ
  • КДП может осуществляться не только на сцене, но и в зрительном зале, в доме, на улице

3.

Этапы работы над сценарием:

Определение темы и идеи

Тема (О чем?) – это круг жизненных явлений, отобранных и освященных автором

Идея (Что хочет сказать автор?) – это основной вывод, мысль автора; оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала. А к идеи, как к общему выводу сценаристу и режиссеру следует постепенно подвести участников и зрителя.

набор материала и композиционное построение сценария.

2. Композиция – (соединение, расположение) – построение художественного произведения.

Структура композиции.

Экспозиция- ввод действие, короткий рассказ о событии

Основное действие – часть подчинение следующим законам: строгая лаконичность построении и развития темы; каждый эпизод должен быть связан по смыслу с предыдущим и последующим номером

Нарастание действие – заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей кульминации.

Кульминация – вершина развития действия в сценарии, высшая точка эмоционального воздействия.

Развязка – выполняет функцию завершения сюжетной линии сценариста.

Финал – следует за развязкой, означает полное завершение сценического действия, он служит средством подведения итогов.

4.

Сценарии КДП создаются 2-мя способами: собирательным и избирательным.

Собирательная типизация- та при которой, автор создает обобщенный образ, на реальной основе. Задача сценариста – создание воображаемого образа, несущего в себе обобщение – характер современный + герой

Избирательная типизация – предлагает на примере рассказа о каком-либо человеке, предложить образ жизни многих людей.

К элементам активизации относятся:

Прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, вынос знамени, вопрос к аудитории

Импровизация в массовых действиях побуждает инициативу людей, создает атмосферу и не принужденную общение людей; снимает барьер между зрительным залом и сценой

Одним из способов импровизации является, внесения в сценарий алиментов игры

Задача сценариста КДП - создать оригинальное художественное произведение путем соединения выразительных различных средств: стихотворений, музыки, песен, фрагментов спектакля и кино фильмов в единую композицию, подчиненную общему замыслу и идеи.

Сценарий подробная литературная разработка, содержание, где указывается, что говорят действующие лица, и как поступают, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие.

Вывод:Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить, а следовательно, управлять сознанием, формировать духовный и культурный мир общества.

Рекомендуемая литература

1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

2.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение драматургии культурно-досуговых программ.

2. Назовите специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ.

3. Перечислите основные этапы работы над сценарием.

Наши рекомендации