Драматургия культурно-досуговых программ

Введение

В наше время, когда мы наблюдаем бурный рост фантазии в поисках новых выразительных средств на телевидении, когда нас каждый день ошеломляют удивительными формами подачи материала публицистика и художественная литература, да и сама жизнь преподносит нам такие драматические ситуации, которые смогли бы быть достойны пера великого Шекспира, - зрелищные подмостки находятся в ситуации острейшей конкуренции завоевания зрительской аудитории.

Поэтому сегодня необходимы поиски новых, эмоционально-выраженных форм зрелищно-досуговой драматургии. Почему драматургии? Да потому, что именно со сценария начинается организация любого театрализованного тематического мероприятия, которое будет проходить в парке, дворце культуры, на городской площади или в актовом зале.

Уверена, что практики меня поддержат в том, что если при подготовке какого-либо праздника, концерта или тематического вечера отсутствует четко выстроенная драматургическая основа, нет точного логического следования идее и теме, - провал такого мероприятия неизбежен!

Вот почему, организуя любое досуговое мероприятие, необходимо овладеть хотя бы основными навыками сценариста, изучить методику написания сценария, понять элементы его структуры, ознакомиться с элементарной терминологией сценариста.

Специально для начинающих сценаристов в данной методической разработке разработан словарь элементарной сценарной терминологии, а так же предлагается в качестве приложения сценарий театрализованной тематической программы, разработанных мною в процессе творческой деятельности.

Драматургия культурно-досуговых программ

Драматургию всегда воспринимают как часть литературы, однако, это не совсем так. К литературе относятся произведения, написанные для восприятия их читателем, а драматургическое произведение предназначено для восприятия зрителем. Отсюда и принципиально другой метод изучения драматургии. В ней бессмысленно искать пейзаж, характеристики героев, лирические отступления. Всего этого просто нет. Характер персонажа таков, каков характер актера, его исполняющего.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы. Драматургия является основной связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления досуговой деятельности.

Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть, прежде всего, той функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления. Театрализованные представления и праздники в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимают все большее место в нашей действительности.

Искусство праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла.

Известно, что основой всех видов и жанров культурно-досуговых программ является сценарий, имеющий общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, так как конфликт является основой драмы как рода искусства.

Конфликт в драматическом произведении отражает реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетное значение, но и является идейно-эстетической основой драмы, служит раскрытию её содержания. Драматический конфликт позволяет наиболее глубоко раскрыть сущность изображаемого явления, создавать законченную и целостную картину жизни. Именно конфликт драмы свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать.

Драма, как словесный текст, являющий цепь речевых действий персонажей, составляет лишь одну из граней драматургии. Сценарная форма драматургии составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других сфер.

Основным специфическим элементом сценарной драматургии является:

1) Местный материал, который должен быть вплетен в драматургическую канву сценария.

2) Основной герой сценарной драмы – это сам зритель, он не только созерцает, но и участвует, проявляя свой творческий потенциал, выражая свою социальную позицию по отношению ко всему происходящему.

3) Импровизация, которая должна быть заложена в самой структуре эпизодов сценария и подробно описана в его ремарках. Казалось бы, что импровизация – это скорее принадлежность актерского исполнения, а в драматургии все должно быть точно описано и простроено. Но, в данном случае, «импровизация» используется как определенное терминологическое понятие. Необходимо предугадать поведение зрителя в том или ином эпизоде, продумать точные вопросы, с которыми к нему обратится ведущий, учитывать психологию поведения, фактор определенной скованности на публике и т.д., чтобы избежать сценического провала представления. Все это продумывается в сценарии.

4) На написание сценария и его постановку тратится достаточно много времени, при этом в идеале должен задействоваться большой коллектив людей: сценарист, режиссер, артисты, художник, осветитель, звукооператор, аранжировщик и т.д. Придумываются декорации, шьются костюмы, проводятся репетиции, и все это для того, чтобы только один раз провести мероприятие на какой-либо площадке. Немного обидно, но это и есть специфическая особенность зрелищного сценария.

5) Но, пожалуй, основной спецификой сценарной драматургии является то, что она создается компилятивным путем, т.е. при написании сценария используется литературный монтаж. С помощью единого художественно-образного хода соединяются в одно целое различные жанры художественного материала.

Драматургия культурно-досуговых программ – основной компонент организации любого мероприятия. Именно в ней начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Драматургия является основной связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления.

Культурно-досуговая программа – это результат традиционной своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы.

Наши рекомендации