Система безопасности в образовательном учреждении
Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одномоментно во всех местах. Поэтому в образовательном учреждении, как и в других организациях, создаются системы безопасности – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств, методов в целях обеспечения безопасности.
Основными элементами системы безопасности образовательного учреждения являются:
― субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения (руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи, родители);
― администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения;
― финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы для мер по обеспечению безопасности ОУ;
― нормативные акты о безопасности, инструкции, приказы, документация по безопасности ОУ, планы;
― методическое обеспечение, памятки для персонала, стенды, плакаты;
― организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
― технические средства предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий;
― знания о возможных угрозах в ОУ, способов раннего выявления опасностей и правильного противодействия им;
― навыки правильного поведения и владения техсредствами персонала ОУ в ЧС;
― серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.
Три последних элемента — это главные элементы культуры безопасности ОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Задействование этого фактора иногда важнее других элементов системы безопасности.
Необходимо отметить, что только системность и целостность, упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности ОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное сочетание или неисправность отдельных элементов системы могут привести к негативным последствиям.
В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ всегда есть такие элементы, которые мы не можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние факторы, гормональные процессы и др.). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.
Рассмотрим некоторые элементы системы безопасности ОУ подробнее.
1. Физическая защита здания ОУ:
― ограждения, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ;
― освещение зданий, периметров и территорий;
― запоры, решетки на окнах.
2. Охрана ОУ:
― вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;
― организация охраны и режима;
― пакет документов по организации охраны;
― организация обучения сотрудников охраны;
― организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий (ОП) о действиях (фактах), представляющих опасность;
― план совместных мероприятий ОП и ОУ.
3. Технические средства охраны и безопасности ОУ:
― системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб в ОУ (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС);
― системы видеонаблюдения;
― системы автоматического электронного допуска;
― металлодетекторы ручные;
― системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.
4. Финансовое и ресурсное обеспечение:
― оплата охранных услуг ОП, вневедомственной охраны, сторожей;
― средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);
― на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического контроля и доступа в ОУ, металлодетекторами;
― на устройство новых, замену разрушившихся и ремонт существующих ограждений.
5. Органы безопасности и организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления:
― согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности со специалистами инженерной и кинологической служб;
― распределение ответственности между органами за безопасность ОУ;
― обмен информацией;
― совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий (с оформлением актов готовности);
― организация совместного контроля качества работы ЧОП в ОУ.
6. Воспитательная работа с воспитанниками ОУ:
― формирование готовности (соответствующих навыков и умений) действовать в условиях ЧС;
― уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;
― проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;
― проведение специальных занятий и тренировок по ГО и ЧС по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.
7. Родители и работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:
― организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
― организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи руководству ОУ;
― повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;
― привлечение родительской общественности к участию в контроле за качеством оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.
8. Персонал ОУ:
― подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;
― проведение встреч педагогического состава образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.
9. Правовые документы по вопросам безопасности ОУ:
― сборник нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
― комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ);
― инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).
10. Методические документы по вопросам безопасности ОУ:
― методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности в образовательном учреждении должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;
― памятки и рекомендации для детей, для родителей;
― плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.
11. Медицинское обеспечение ОУ.
12. Психологическое обеспечение (методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС и реабилитации, тренинги, ролевые игры и др.).
13. Социально-бытовые и кадровые меры предупреждения опасных и ЧС в ОУ со стороны персонала (подготовка работников к действиям в опасных ситуациях, требования к работникам, подбор кадров, служебная дисциплина в системе безопасности, профессиональная этика работников, этикет и культура поведения как фактор безопасности).
14. Режим, определенная обстановка, культура безопасности, отношение к вопросам безопасности ОУ родителей, персонала.
15. Органы управления образованием и взаимодействие с ними.
16. Инфраструктура ОУ и организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ. Взаимодействие с ними.
17. Жители прилегающих дворов, кварталов.
18. Шефские и близлежащие предприятия, иные объекты.
19. Арендаторы.
Общая безопасность ОУ дополняется следующими компонентами личной системы безопасностикаждого работника и обучающегося:
• твердое знание законов и правил поведения;
• отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
• умелое использование средств безопасности;
• контроль и дисциплина;
• хорошая связь с правоохранительными органами;
• взаимопомощь товарищей по работе;
• нормальные отношения в семье и с окружающими.
Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им элементов и подсистем безопасности в данном конкретном образовательном учреждении, и их интеграции в систему, т.е. в единый работающий механизм.
Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития культуры безопасности и формирования безопасной личности, безопасного поведения. Поэтому, помимо общих принципов, С.В. Петров предлагает следующие персональные требования, правила личного обеспечения безопасности:
§ изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знание);
§ учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;
§ по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;
§ изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;
§ всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;
§ обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;
§ чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накапливайте навыки);
§ в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.
Значение этих требований (правил) в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не будучи специально подготовленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых. Вместе с целями, перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно поставленные и осознанные, они становятся установкой для человека и обеспечивают половину успеха.
Минобрнауки России неоднократно направляло в региональные органы управления образованием различные приказы, инструкции, рекомендации и письма по обеспечению безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия. Особо хотелось бы отметить концептуальное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» № 03-1572 от 30.08.05 г.
В нем отмечается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».
Впервые большое внимание в данном письме уделено значимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопасности обучающихся и сотрудников ОУ.