Логика проектирования (конструирования) образовательной программы

1. Эмпирический опыт проектирования образовательных программ подсказывает следующую логику ее создания:

2. Определение области образования, его уровня, профиля.

3. Определение состава проектировщиков и плана организации их работы.

4. Создание фонда идей, технологий, разработка банка данных – рабочих исходных материалов, которые могут быть использованы при разработке программы.

5. Диагностика возможностей образовательной программы, результаты которой будут учитываться при создании проекта программы.

6. Работа над проектом программы, ее текстом.

7. Проектирование учебного плана.

8. Обсуждение проекта программы с коллегами, аналитиками, внесение корректив.

9. Рецензирование программы экспертами.

10. Проектирование пакета учебных программ и программ внеучебное деятельности – обязательный компонент любой образовательной программы.

11. Проектирование организационно-педагогических условий, педагогических технологий и апробация образовательной программы.

12. Апробация проекта образовательной программы, отслеживание ее результативности.

13. Анализ – оценка результатов реализации образовательной программы, внесение в нее корректив и окончательное оформление.

Этапы разработки образовательной программы( то же самое)

1) определение уровня образования

2) определение состава группы проектировщиков (квалификационные требования)

3) определение основных идей, подлежащих внедрению

4) диагностика потребностей участников образовательного процесса

5) определение структуры и состава образовательной программы

6) разработка УчПлана

7) разработка УчПрограммы

8) определение оптимальных методов, средств и форм организации и содержания обучения и контроля

9) пилотажная реализация программы

10) обсуждение полученных результатов программы внутри группы (конференция, круглый стол)

11) реализация ОП на всех ее уровнях и на всех этапах

внесение коррективов.

Билет №34

Проектирование учебных планов

Понятие содержания образования

Содержание образования является структурным компонентом педагогического процесса.

Содержание образование – это:

§ педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, ценностей, обеспечивающих разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, физическое развитие.

§ система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

§ система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, обладание которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. (Г.М. Коджаспирова)

Содержание образования - это совокупность ЗУН, различных ценностей, взглядов и убеждений, которые формируются в процессе образования, ОиВ.

Понятие проектирования

Проектирование как один из аспектов творчества человека – это создание образа будущего, предполагаемого явления.

Педагогическое проектирование — это целенаправленный процесс содержательного, методического, психологического, материально-технического, организационного решения противоречия, возникшего в педагогическом процессе (педагогический процесс — учебно-воспитательный процесс, который направлен на развитие личности).

Педагогическое проектирование можно рассматривать как одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных психолого-педагогических теорий.
Педагогическое проектирование можно рассматривать как одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных психолого-педагогических теорий.

Понятие учебного плана

Учебный план - это способ организации обучения определенному предмету или на определенном уровне. Цель учебного плана состоит в том, чтобы определить задачи обучения, содержание обучения, а также используемые методы и материалы. Это нормативный документ, в котором определяются количество дисциплин, часов, отведенных на их изучение, последовательность по годам, а также нагрузку (недельную и годовую).

Учебный план - это нормативный документ, в котором определяются:

• перечень учебных предметов и дисциплин,

• распределение их по годам обучения,

• количество часов, отводимых для изучения дисциплины,

• а также обязательная максимальная нагрузка (недельная и годовая).

Базисный план(разрабатывается Министерством и носит рекомендательный характер) является основополагающим нормативным документом (элементом ГОС) регламентирующим основные, наиболее существенные стороны образования. К этим сторонам относят:

· продолжительность обучения (в учебных годах) - общая и по каждой из ее ступеней;

· недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

· максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

· суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы - Министерством образования Российской Федерации.

Базисный учебный план трансформируется в рабочий учебный план.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы:

· собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Принципы разработки учебного плана

1) Обеспечение достижения учебных целей

2) Природосообразность

3) Учет санитарно-гигиенических требований

4) Опора на современные достижения науки

5) Принцип оптимальности расположения учебных дисциплин в УП

6) Принцип ресурсного обеспечения

7) Отражение современной действительности

Типы учебных планов

1) Предметный (классический план для школ и вузов, перечень дисциплин, нагрузка, последовательность их изучения)

2) Учебный план с выделением содержательного ядра(выделяется одна дисциплина, вокруг неё)

3) Учебный план с выделением образовательных сфер (целый блок дисциплин, а далее вокруг него)

4) Субъектно-уровневый план - учебный план индивидуального обучения (ЗУН-ы ученика).

Элементы (структура) учебного плана

Компоненты:

· Федеральный

Обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

· национально-региональный

Обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

· школьный компоненты.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей.

· Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры.

· Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Виды учебных занятий:

· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования

· обязательные занятия по выбору учащихся

· факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение.

Требования к учебному плану

1) преемственность между ступенями обучения, предметами

2) Сбалансированность различных блоков дисциплин

3) Обеспеченность различными ресурсами (временными, кадровыми, материальными)

4) Целостность.

Логика проектирования учебного плана

Подготовительный:

· Диагностика образовательных потребностей и ресурсного обеспечения

· Выявление противоречивого в теории и практике

· Опред. возможных вариантов устранения противоречий

· Опред. средств для их устранения

Декомпозиция

· Составление перспективного плана

· Экспертная оценка учебного плана

· Разработка учебной программы

· Опред. соответствия санитарным требованиям

· Апробация

Трансформация

· Оценка возникающих проблем

· Внесение необходимых корректив

Создание окончательного УП

Этапы разработки учебного плана

1. Определение адресности учебного заведения

2. Выявление сущности противоречий в учебном процессе

3. Определение возможных ресурсов

4. Определение образовательных областей или блоков дисциплин

5. Определение возможных форм, методов и технологий обучения

6. Определение времени, необходимого для изучения каждой дисциплины

7. Обсуждение УП между всеми заинтересованными сторонам

8. Экспертиза УП: внешняя, которую проводит Министерство Образования РФ

9. Приведение УП в соответсвие с нормами: экономическими, санитарными, гигиеническими и др.

10.Апробация

11.Оценка результативности и эффективности

12.Внесение коррективов 13.0кончательное оформление УП

Билет №35

Наши рекомендации