Алгоритм проектирования основной образовательной программы основного общего образования

ž Предпроектный этап

ž Этап проектирования

ž Рефлексивный этап

Предпроектный этап

Создание рабочих команд для разработки ООП
Для быстрого и качественного процесса разработки ООП необходимо создание динамических структур управления – рабочих команд (концепция А. Деминга).
Количество создаваемых команд зависит от количества поставленных задач по разработке ООП образовательного учреждения. Завершение выполнения задачи означает роспуск команды, работавшей над ней. Для выполнения следующей задачи собирается новая команда и т. д. Так создается динамичная структура управления, которая работает параллельно с основными управленческими органами ОУ.
Создаваемые команды, по А. Демингу, должны:


не соперничать, а взаимодействовать;
быть ориентированы на обеспечение качества процесса деятельности (по разработке ООП);
быть равнозначны по своему функциональному статусу;

быть самоорганизующимися (без распределения функций между членами команды)

Эти команды формируются на межфункциональной основе. Межфункциональность обеспечивается включением в команды педагогов-предметников, педагогов, работающих на разных ступенях обучения (педагогов начальной, средней и старшей ступеней), педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. За каждым из них необходимо закрепить свою задачу или функцию, которые определяются структурой ООП.
Необходимость интегрировать такой широкий круг участников объясняется следующими мотивами:
1.Организационного характера: сотрудничая в межфункциональной команде, педагоги получают практический опыт, который потребуется им при разработке ООП среднего общего образования.
2.Содержательного характера: педагоги глубже поймут содержание обучения на основной ступени школы и смогут успешнее осуществлять преемственность этапов обучения, сопровождать личностное развитие школьников на всех его ступенях.
3.Аксиологического характера: педагоги среднего и старшего звена прочно усваивают содержание ФГОС, его особенности, получают мотивационный импульс к его реализации.
4.Акмеологического характера: педагоги, освоив содержание ФГОС, приобретя практические навыки по разработке ООП, получают шанс найти собственное кредо в предстоящей его реализации и в соответствии с ним определить перспективы своего профессионального развития.
После решения поставленной перед ними проблемы межфункциональные команды распускаются после разработки ООП образовательного учреждения. Поскольку межфункциональные команды определяются как рабочие команды, имеющие полномочия принимать решения по изменению процессов деятельности, а также контролировать выполнение своих решений, этот функционал отражен в приказе директора школы о создании и специфике деятельности таких команд. Взаимосвязь деятельности команд осуществляет координатор, который может являться членом другой команды, выполняющей координационные функции, или назначаться из состава администрации школы.
Межфункциональные команды можно создавать на разных основаниях.
Вариант 1.
Количество межфункциональных команд соответствует количеству разделов ООП.
Вариант 2.
Более крупные по составу межфункциональные команды могут быть созданы:
-для проектирования разделов, связанных с организацией учебного процесса в основной школе.

-для проектирования разделов, связанных с организацией воспитательного процесса в основной школе.

Вариант 3.
Межфункциональные команды могут комплектоваться в соответствии с определенным функциональным предназначением:
-команда содержательной подготовки документа;
-команда экспертов по оценке качества разработанной ООП;
-команда, курирующая реализацию разработанной ООП.

Выбор количества команд и оснований для определения содержания их деятельности зависит от специфики школы (ее численности, типа и вида), от профессионализма педагогического коллектива и администрации и т. д.

ž Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (ФЗ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).

ž Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО) Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательного учреждения на ступени основного общего образования.

ž Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся.

ž Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО.

Этап проектирования

• Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательного учреждения.

• Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в образовательное учреждение в пояснительной записке.

• Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.

Этап проектирования

ž Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений.

ž Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения.

ž Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ.

ž Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся.

ž Разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном ОУ).

ž Разработка и описание программ внеурочной деятельности.

ž Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН.

ž Описание условий реализации Программы в ОУ.

ž Сборка и первичное редактирование текста Программы.

Рефлексивный этап

ž Самообследование и первичная коррекция Программы.

ž Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности).

ž Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности).

ž Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений

Наши рекомендации