Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность. Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.
Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.
Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).
В результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и еще более усиливаются проблемы общения. Возможно, это одна из причин несоблюдения ими некоторых норм и требований коллектива. Присущая всем одаренным детям неконформность в данном случае усиливает этот негативный момент. В результате это приводит к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых.
Правда, многое зависит от возраста детей и системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и соответственно его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.
Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.
В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее имманентной характеристикой.
16. Дифференциация и индивидуализация обучения детей дошкольного возраста.
Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого.
Дифференциация обучения, по мнению исследователей, - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования обучающихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Как в индивидуализации, так и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности детей. Различие данных понятий заключается в следующем: при индивидуализации учитываются особенности каждого ребёнка, а при дифференциации - групп детей. Можно сказать, что индивидуализация является наивысшей степенью дифференциации.
Что касается области дошкольного образования, то здесь вопрос индивидуализации и дифференциации обучения является в некоторой степени декларативным: сама идея пропагандируется давно, а вот условия реализации дифференцированного подхода проработаны недостаточно (как в области теории, так и практики). Имеются немногочисленные научные работы, посвященные названной проблеме. Это, например, исследование В. Шебеко, посвященное реализации дифференцированного подхода в процессе физического воспитания дошкольников. Также данная проблематика нашла свое отражение в работах М. Руновой, М. Маханевой, Я. Ковальчук, Т. Ивановой. Можно утверждать, что проблема индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников - одна из центральных психолого-педагогических проблем, заключающаяся не в решении вопроса о необходимости дифференциации обучения дошкольников как такового, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления.
Одним из факторов, влияющих на успешность процесса обучения детей дошкольного возраста, является то, насколько четко педагог представляет себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Иными словами в процессе обучения дошкольников необходимо ориентироваться на специфику их познавательных процессов. Разработка путей и средств обучения должна быть неразрывно связана с изучением тех изменений в психической деятельности обучаемых, которые вызваны педагогическим воздействием. Это дает педагогу возможность варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.
Процесс обучения в упрощенном, схематическом виде представляет собой процесс восприятия и усвоения предложенной ребенку информации. В связи с этим нам представляется необходимым обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия информации детьми дошкольного возраста. Еще Н. Крупская, говоря об особенностях восприятия дошкольниками действительности и усвоения информации о ней, утверждала, что ребенку необходимо "ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т.д. и т.п.". Этот факт в целом всегда учитывался в дошкольной педагогике. Но вопрос об индивидуальных особенностях детей - кому из них в первую очередь необходимо услышать, кому - понюхать и увидеть и т.п. - до настоящего времени мало разработан.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.
17. Понятие о содержании образования. Закон РФ «Об образовании» о содержании образования. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.
Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, общее развитие мира и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Современное образование - золотая середина между традиционным способом преподавания, нацеленным на приобретение знаний, — выслушать, прочитать, выучить, запомнить — и стремлением научить детей самостоятельно работать с информацией и применять полученные знания.
Федеральным нормативным документом, определяющим содержание современного образования, является стандарт образования.
Так под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.
Содержание дошкольного образования определяется:
• ФГОС,
•общеобразовательными программами дошкольного образования,
• системой дополнительного образования.
Специфика содержания дошкольного образования определяется особенностями организации воспитательно-образовательного процесса, характером оказываемых образовательных и медицинских услуг. Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на всестороннее развитие детей, охрану и укрепление их здоровья, а также на обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении общеразвивающей направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Время, отведенное на занятия в детском саду условно можно разделить на:
· образовательную деятельность детей;
· образовательную деятельность, которая осуществляется в ходе режимных моментов детского сада;
· самостоятельную деятельность детей в процессе игры, общения.
Таким образом, общий объем учебно-игровой нагрузки ребенка в дошкольном образовательном учреждении распределяется с учетом возраста. Требования санитарных норм и правил (СанПин 2.4.1.2660-10 к учебным занятиям) определяют следующие временные показатели по нагрузке образовательно-игровой деятельности детей в детском саду:
№ п/п | Режимные моменты | Возрастные группы | |||||||
До 3 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнитель-ных образователь-ных программ для детей дошкольного возраста | 1.30 часа (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений) | 2.45 часа | 4 часа | 6.15 часа | 8.30 часа | ||||
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности | Не более 10 минут | Не более 15 минут | Не более 20 минут | Не более 25 минут | Не более 30 минут | ||||
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня | 8-10 минут | Не превышает 30 минут | Не превышает 40 минут | Не превышает 45 минут | Не превышает 1.30 час. | ||||
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность проводят физкультминутку | |||||||||
Непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня | 8-10 минут | - | - | Не чаще 2-3 раз в неделю, не болеет 25-30 минут в день. | Не чаще 2-3 раз в неделю, не болеет 25-30 минут в день | ||||
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) | - | Не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15минут | Не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут | Не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут | Не чаще 3 раз в неделю не более 30 минут | ||||
Продолжительность общественно полезного труда | - | - | - | 20 минут | 20 минут | ||||
Содержание дошкольного образования представлено образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитии.е
18. Методы обучения. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Требования к методам обучения, функции, условия выбора методов обучения. Подходы к классификации методов обучения.