Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность. Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.

Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.

Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).

В результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и еще более усиливаются проблемы общения. Возможно, это одна из причин несоблюдения ими некоторых норм и требований коллектива. Присущая всем одаренным детям неконформность в данном случае усиливает этот негативный момент. В результате это приводит к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых.

Правда, многое зависит от возраста детей и системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и соответственно его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее имманентной характеристикой.

16. Дифференциация и индивидуализация обучения детей дошкольного возраста.

Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого.

Дифференциация обучения, по мнению исследователей, - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования обучающихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Как в индивидуализации, так и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности детей. Различие данных понятий заключается в следующем: при индивидуализации учитываются особенности каждого ребёнка, а при дифференциации - групп детей. Можно сказать, что индивидуализация является наивысшей степенью дифференциации.

Что касается области дошкольного образования, то здесь вопрос индивидуализации и дифференциации обучения является в некоторой степени декларативным: сама идея пропагандируется давно, а вот условия реализации дифференцированного подхода проработаны недостаточно (как в области теории, так и практики). Имеются немногочисленные научные работы, посвященные названной проблеме. Это, например, исследование В. Шебеко, посвященное реализации дифференцированного подхода в процессе физического воспитания дошкольников. Также данная проблематика нашла свое отражение в работах М. Руновой, М. Маханевой, Я. Ковальчук, Т. Ивановой. Можно утверждать, что проблема индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников - одна из центральных психолого-педагогических проблем, заключающаяся не в решении вопроса о необходимости дифференциации обучения дошкольников как такового, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления.

Одним из факторов, влияющих на успешность процесса обучения детей дошкольного возраста, является то, насколько четко педагог представляет себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Иными словами в процессе обучения дошкольников необходимо ориентироваться на специфику их познавательных процессов. Разработка путей и средств обучения должна быть неразрывно связана с изучением тех изменений в психической деятельности обучаемых, которые вызваны педагогическим воздействием. Это дает педагогу возможность варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.

Процесс обучения в упрощенном, схематическом виде представляет собой процесс восприятия и усвоения предложенной ребенку информации. В связи с этим нам представляется необходимым обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия информации детьми дошкольного возраста. Еще Н. Крупская, говоря об особенностях восприятия дошкольниками действительности и усвоения информации о ней, утверждала, что ребенку необходимо "ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т.д. и т.п.". Этот факт в целом всегда учитывался в дошкольной педагогике. Но вопрос об индивидуальных особенностях детей - кому из них в первую очередь необходимо услышать, кому - понюхать и увидеть и т.п. - до настоящего времени мало разработан.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

17. Понятие о содержании образования. Закон РФ «Об образовании» о содержании образования. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.

Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, общее развитие мира и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Современное образование - золотая середина между традиционным способом преподавания, нацеленным на приобретение знаний, — выслушать, прочитать, выучить, запомнить — и стремлением научить детей самостоятельно работать с информацией и применять полученные знания.

Федеральным нормативным документом, определяющим содержание современного образования, является стандарт образования.

Так под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.

Содержание дошкольного образования определяется:

• ФГОС,

•общеобразовательными программами дошкольного образования,

• системой дополнительного образования.

Специфика содержания дошкольного образования определяется особенностями организации воспитательно-образовательного процесса, характером оказываемых образовательных и медицинских услуг. Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на всестороннее развитие детей, охрану и укрепление их здоровья, а также на обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении общеразвивающей направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Время, отведенное на занятия в детском саду условно можно разделить на:

· образовательную деятельность детей;

· образовательную деятельность, которая осуществляется в ходе режимных моментов детского сада;

· самостоятельную деятельность детей в процессе игры, общения.

Таким образом, общий объем учебно-игровой нагрузки ребенка в дошкольном образовательном учреждении распределяется с учетом возраста. Требования санитарных норм и правил (СанПин 2.4.1.2660-10 к учебным занятиям) определяют следующие временные показатели по нагрузке образовательно-игровой деятельности детей в детском саду:

№ п/п Режимные моменты Возрастные группы
До 3 лет 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнитель-ных образователь-ных программ для детей дошкольного возраста 1.30 часа (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений) 2.45 часа 4 часа 6.15 часа 8.30 часа
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности Не более 10 минут Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня 8-10 минут Не превышает 30 минут Не превышает 40 минут Не превышает 45 минут Не превышает 1.30 час.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность проводят физкультминутку
Непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня 8-10 минут - - Не чаще 2-3 раз в неделю, не болеет 25-30 минут в день. Не чаще 2-3 раз в неделю, не болеет 25-30 минут в день
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) - Не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15минут Не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут Не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут Не чаще 3 раз в неделю не более 30 минут
Продолжительность общественно полезного труда - - - 20 минут 20 минут
                   

Содержание дошкольного образования представлено образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитии.е

18. Методы обучения. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Требования к методам обучения, функции, условия выбора методов обучения. Подходы к классификации методов обучения.

Наши рекомендации