Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно
(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.
— (2)Вставай-ка живо! (З)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток
опоздаем!
(5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь.
(6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...
— (9)Не беда, — успокоил меня отец. (10) — Не за тем идём...
(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (И)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание... (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.
— (16)Кто-то проснулся? — спросил я.
— (17)Тетерев-косач, — ответил отец.
(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.
(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.
— (23)3наешь, — сказал отец, — это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!
— (25)Какой?
— (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству...
(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.
— (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка —
лесная капель. (31)А слова какие!
(32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:
— (ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу...
(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...
(По А. Баркову)*
* Барков Александр Сергеевич (1873-1953) — известный физико-географ, доктор географических наук. Является создателем учебников, пособий по преподаванию географии в школе.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.
Al
A2
A3
A4
A5
A6
A7
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей»?
1) 20-21 2)23-27 3) 28-29 4) 32-34
Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «полотно»(предложение 11).
1) гладкая льняная ткань особого переплетения
2) картина, холст
3) дорожная насыпь, основание для верхнего покрытия дороги
4) лента в механизме
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
2) (20) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
3) (6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
4) (11) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ЖИВО все согласные звуки твёрдые.
2) Слово КРУЖКА произносится как [КРУШКА].
3) В слове РУЖЬЯ мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного.
4) В слове ПРАЗДНИК количество букв и звуков не совпадает.
Укажите слово с непроверяемой безударнойгласной в корне.
1) заспешил 2) холодная 3) деревья 4) овраг
В каком слове правописание приставкине определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С»?
1) сделать 2) вспомнил 3) распускала 4) разбудил
В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется -Н-»?
1) зимнее 2) серебряный 3) тетеревиный 4) серебрёный
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
144 ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Bl
B2
ВЗ
В4
В5
В6
В7
В8
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Замените разговорное слово «живо»в предложении 2 стилистически нейтральныг синонимом.Напишите это слово.
Ответ:_______________________ .
Замените словосочетание «зимнее царство»(предложение 27), построенное на основ согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишит получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________ .
Выпишите грамматическую основупредложения 3.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородным]
членами.Напишите номера этих предложений.
Ответ:_______________________ .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы вс запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
— Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь/1* соня. На тетеревиный то*
опоздаем!
Я с трудом очнулся от дрёмы,(2) наскоро умылся/3) выпил кружку молока/4 и/5) когда я был готов/6* мы двинулись в путь.
По рыхлому снегу ступали наугад/7* то и дело проваливаясь в колдобины.
Ответ:_______________________ .
Укажите количество грамматических основв предложении 5. Ответ запишите цифрой
Ответ:_______________________ .
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы вс запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частям сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки/1* важно прохаживались п веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы/2* вздувала шею/3) вскидывал краснобровую голову/4* распускала веером хвост и всё громче и силъне бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди/5* с расстановкой вторил другие птицы.
— Знаешь/6* — сказал отец/7* — это лучшая песня. Послушаешь её/1
и весь месяц на душе праздник!
Ответ: _______________________ .
Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишит
номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28
В9
Среди предложений 1-9найдите сложноепредложение с сочинительнойи подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .