Тема5: Диагностика отклонений в развитии ребенка
Комплектованием специальных учреждений для аномальных детей, а также классов коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы занимаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). При этом учитываются принципы:
1.Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности;
2.Принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при постановке диагноза данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами;
3.Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения;
4.Принцип динамического изучения детей. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении;
5.Принцип качественно-количественного подхода. При оценке выполненного задания важно учитывать не только конечный результат, но и рациональность выбранных приемов для его выполнения;
6.Принцип ограничения детей с определенным видом патологий от других групп детей. Правила приема для каждого типа специализированных учреждений;
7.Принцип дифференцированного обучения по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии.
ПМПК комплектуют все типы специализированных учреждений для аномальных детей. В связи с этим там работают специалисты, владеющие методикой, обследованием и оказанием коррекционной помощи детям разного возраста и имеющего разные дефекты развития.
Постоянный штат сотрудников ПМПК:
- Социальный педагог, психолог
- Психиатр, невропатолог, ортопед, офтальмолог, терапевт
- Алигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед
Задачи ПМПК:
1.Разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей;
2.Своевременно обследовать детей раннего, дошкольного, школьного возраста, выявление нарушений в развитии, с целью оказания им лечебно-педагогической помощи;
3.Обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определить формы их обучения, разрабатывать рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей;
4.Оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам, работающим с аномальными детьми.
В ПМПК направляются дети:
- по заявлению родителей;
- по инициативе образовательных учреждений;
- по инициативе учреждений здравоохранения;
- по инициативе органов социальной защиты населения;
- по решению детей.
Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Дети старше 12, обратившиеся в ПМПК принимаются без родителей.
При приеме в ПМПК обязательны документы:
- свидетельство о рождении;
- подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей;
- педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ ребенка с указанием педагогической помощи и её эффективности;
- письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, его рисунки.
Направления деятельности ПМПК:
- комплектование всех типов классов специализированных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
- консультирование родителей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения;
- коррекционная работа с детьми;
Психолого-педагогическое исследование использует:
- метод беседы;
- метод наблюдения;
- метод изучения рисунков;
- метод экспериментально-психологического исследования;
- метод тестов.
1.Метод беседы. Служит средством установления контакта с ребенком. Позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайщих родственниках, способность различать понятия «семья», «соседи», «друзья»; характер представления о природе, временах года с учетом их признаков, умением ориентироваться в пространстве, запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядными материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо;
2.Метод наблюдения. Начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме этого проводится специальное обследование с помощью игрушек;
3.Метод изучения рисунков. Является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок вызывает подозрения целесообразно провести специальное исследование, предложив рисование свободное и по рисунку. Умственно отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. Умственно отсталые дети не соблюдают формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не всегда верно используют цвета, затрудняются объяснить рисунок;
4.Метод экспериментально-психологического исследования. Предусматривает создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному обучению. С их помощью можно вскрыть причины или механизмы тех или иных состояний. Если соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность сделать прогноз его развития, дать рекомендации для работы с ребенком. При оценке выполнения экспериментально-психологических заданий важен:
- качественный анализ процесса деятельности;
- учет определенных количественных показателей;
5.Метод тестов. Используется при обследовании детей в психодиагностических целях. Наиболее широкое применение получил тест Д.Векслера. при индивидуальных психологических обследованиях этот тест дает необходимые дополнительные сведения о ребенке. Особенно полезен при отграничении легких степеней умственной отсталости от затруднений психического развития.
Тест Д.Векслера:
12 субтестов | |
Вербальные | Невербальные |
Исследование общей осведомленности, понятливости. Арифметические, словарные и прочие задания | На нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; складывание объектов; шифровка цифр |
Оценка выполнения выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.
В тех случаях, когда у ребенка есть нарушения речи, проводится логопедическое обследование, а именно изучение артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь и речевая память, выявляется структура речевого дефекта и устанавливается уровень речевого недоразвития детей. Помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями от детей, у которых недоразвитие речи выступает как вторичный дефект.
Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений.
Консультирование детей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения.
Не всегда по результатам обследования дети направляются в специализированные учреждения. Иногда бывает достаточно правильно организовать работу с ребенком в учреждениях общеобразовательного типа при условии помощи со стороны родителей. В случае не соглашения, отказа родителей от направления детей в специализированные учреждения специалисты ПМПК оказывают помощь родителям. Очень важно, чтобы помощь родителей была адекватной и носила коррекционно-развивающий характер.
Особенно полезны советы дефектолога по установлению правильного отношения родителей к детям, т.к. зачастую наблюдаются крайности.
Если ребенок дошкольного возраста, то специалисты дают рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Обязанности членов ПМПК:
· Пропаганда необходимости медико-психолого-педагогической помощи, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов и школ, населения.
Эта работа должна способствовать профилактике отклонений в развитии, выявлению аномалий, оказанию своевременной коррекционной помощи.
Коррекционная работа с детьми:
На базе ПМПК проводятся индивидуально-групповые занятия с детьми, которые не могут посещать детские учреждения.
В ходе коррекционной работы с детьми используются специальные упражнения, направленные на развитие:
- двигательной сферы
- ориентировки в пространстве
- памяти
- всех видов мышления
В ходе этих занятий развиваются также и сенсорные способности ребенка, активизируется познавательная деятельность, развивается и корректируется речь детей.
Коррекционная работа должна быть направленна на коррекцию всей личности.