Тема 16. Нейропсихологическая диагностика отклонений в развитии ребенка.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Основные принципы нейропсихологического подхода к квалификации отклоняющегося развития.

2. Теория системной динамической локализации высших психических функций и применение принципа синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста.

3. Нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

4. Тактика проведения нейропсихологического обследования ребенка с отклонениями в развитии.

5. Технология проведения нейропсихологического обследования ребенка с отклонениями в развитии.

6. Методы исследования латеральных предпочтений ребенка с отклонениями в развитии.

7. Методы нейропсихологического обследования двигательных, тактильных и соматогностических функций ребенка с отклонениями в развитии.

8. Методы нейропсихологического обследования зрительного и слухового гнозиса ребенка с отклонениями в развитии.

9. Методы нейропсихологического обследования речевых функций ребенка с отклонениями в развитии.

10. Нейропсихологический подход к исследованию пространственных представлений в детском возрасте.

11. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений ребенка с отклонениями в развитии.

12. Общая схема анализа результатов нейропсихологического обследования ребенка с отклонениями в развитии.

13. Технология составления заключения по результатам нейропсихологического обследования ребенка.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учеб. пособие/ Под ред. Цветковой Л.С. – М, 2001

2. Ануфриев А.Ф. Психологическй диагноз: система основных понятий. – М, 1995

3. Гончаров О.А., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических функций у успевающих учеников начальных классов средней школы//Дефектология. - 1996. - №6

4. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей (клинико-психологические основы). Сб. научных трудов / Под ред. Е.М. Мастюковой - М., 1988

5. Дубровинская Н.В., Богина Е.В. Особенности функционирования ЦНС детей 7 – 8 лет, учащихся 1 – го класса // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1990. - №1

6. Заваденко Н.Н., Т.Ю. Успенская и др. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей.// Журнал невропатологии и психиатрии им С.С. Корсакова. – 1997. - №1

7. Заваденко Н.Н., Т.Ю. Успенская и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии. – 1999. - №4

8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников – М., 2001

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях головного мозга. - М., 2000

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. –– М., 1973

11. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 1966

12. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - Воронеж, 1997

13. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития// Школа здоровья.- 1999. - Т.6, №1

14. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. — М., 1980

15. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. — М., 1981

16. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению// Вестник Московского университета. Сер.14 Психология. – 1996. - №2

17. Нейропсихология детского возраста. Альбом. – М., 1997

18. Нейропсихология сегодня. – М., 1996

19. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 – класс общеобразовательной школы// Дефектология. - 2000. - №2

20. Привалова Н.Н. Нейропсихологическая оценка динамических характеристик ассиметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минмальной мозговой дисфункцией// Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, №6

21. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия/ Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб, 2001

22. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5 – 6 лет с задержкой психического развития// Вестник Московского университета. Сер.14 Психология. – 1995. - №3

23. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития// Дефектология. – 2000. - №1

24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основные диагностической и коррекционной работы. - М.. 2001

25. Семенович А.В. и др. Схема нейропсихологического обследования детей. – М., 1998

26. Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. – 1999. - №3.

27. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М., 2002

28. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985

29. Фарбер Д.А., Семенова Л.К. Структурно – функционально организация развивающегося мозга. – Л., 1990

30. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте// Журнал невропатологии и психиатрии им С.С. Корсакова, 1998, №9.

31. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987

32. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 1998

Наши рекомендации