Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям. («Сабантуй», «Навруз», «Масленица», «Каргаботкасы», «Сөмбелә»).
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Проект годового тематического планирования для первой младшей группы
№ | Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
1. | Сентябрь | Здравствуй, осень! До свиданья, лето! | Во саду ли, во огороде | Мой детский сад (День дошкольного работника) | |
2. | Октябрь | Наши друзья животные (Всемирный день животных) | Любимый доктор «Айболит» (Международный день врача) | ||
3. | Ноябрь | Дружно в садике живем (Неделя национальной культуры) | Улыбнемся друг другу (Всемирный день приветствий) (День матери) | ||
4. | Декабрь | Поможем друг другу (Международный день инвалидов) | Новогодние чудеса (Новый год) | ||
5. | Январь | Зимние каникулы | Сильные и ловкие (Неделя здоровья) | Неделя вежливости (Всемирный день спасибо) | |
6. | Февраль | Дружба (Международный день родного языка) | Мой папа самый лучший (День защитника Отечества) | ||
7. | Март | Здравствуй, мамин праздник (Международный женский день) | Будь внимателен (Международный день театра) | ||
8. | Апрель | Малыши и книги (Международный день детской книги) | 1, 2, 3, 4, 5 – собрались мы поиграть (Всемирный день здоровья) | ||
9. | Май | День Победы (9 мая) | «Папа, мама, я – дружная семья» (Международный день семьи) | ||
10. | Июнь | Здравствуй, лето (Международный День защиты детей, Сабантуй) | Наши друзья (Международный день друзей) | ||
11. | Июль | Мы пешеходы (День ГАИ) | Знатоки. Фрукты и овощи | ||
12. | Август | Мы спортсмены (День физкультурника) | Мой город (День города, день Республики) |
Проект годового тематического планирования для второй младшей группы
№ | Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
13. | Сентябрь | Здравствуй, осень! До свиданья, лето! | Во саду ли, во огороде | Мой детский сад (День дошкольного работника) | |
14. | Октябрь | Моя семья (День пожилого человека) | Наши друзья животные (Всемирный день животных) | Любимый доктор «Айболит» (Международный день врача) | Веселый мир мультфильмов (Международный день анимации (мультфильмов) |
15. | Ноябрь | Музыкальная капель (День классической музыки) | Дружно в садике живем (Неделя национальной культуры) | Улыбнемся друг другу (Всемирный день приветствий) | Моя любимая мамочка (День матери) |
16. | Декабрь | Поможем друг другу (Международный день инвалидов) | Зимние забавы | Новогодние чудеса (Новый год) | |
17. | Январь | Зимние каникулы | Неделя вежливости (Всемирный день спасибо) | Сильные и ловкие (Неделя здоровья) | |
18. | Февраль | Где мы живем (День доброты) | Транспорт | Мой папа самый лучший (День защитника Отечества) | Масленичная неделя |
19. | Март | Здравствуй, мамин праздник (Международный женский день) | В гостях у земли и воды (Всемирный день земли и водных ресурсов) | Будь внимателен | В гостях у Петрушки (Международный день театра) |
20. | Апрель | Встречаем птиц (Международный день птиц) | Малыши и книги (Международный день детской книги) | "Путешествие в космос" (День космонавтики) | 1, 2, 3, 4, 5 – собрались мы поиграть (Всемирный день здоровья) |
21. | Май | Весна красна (Праздник весны и труда) | День Победы (9 мая) | «Папа, мама, я – дружная семья» (Международный день семьи) | «Юные пешеходы» |
22. | Июнь | Здравствуй, лето (Международный День защиты детей, Сабантуй) | Песочные замки | Наши друзья (Международный день друзей) | Знатоки Фрукты и овощи |
23. | Июль | Мы пешеходы (День ГАИ) | Путешествие в лес | В подводном царстве | В гостях у сказки |
24. | Август | Мы спортсмены (День физкультурника) | Неделя доброты Наши меньшие друзья | Прощание с летом | Мой город(День города, день Республики) |
Проект годового тематического планирования для средней группы
№ | Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
1. | Сентябрь | Здравствуй, осень! До свиданья, лето! | Во саду ли, во огороде | Детский сад (День дошкольного работника) | |
2. | Октябрь | Неделя добрых дел (День пожилого человека) | В мире животных (Всемирный день животных) | Труд врача (Международный день врача) | Веселый мир мультфильмов (Международный день анимации (мультфильмов) |
3. | Ноябрь | Музыкальная капель (День классической музыки) | Дружно в садике живем (Неделя национальной культуры) | Улыбнемся друг другу (Всемирный день приветствий) | Моя любимая мамочка (День матери) |
4. | Декабрь | Неделя милосердия (Международный день инвалидов) | Мой город (День героев Отечества) | Зимние забавы | Новогодние утренники |
5. | Январь | Зимние каникулы | Неделя вежливости (Всемирный день спасибо) | Сильные и ловкие (Неделя здоровья) | |
6. | Февраль | Где мы живем (День доброты) | Дружба (Международный день родного языка) | Наша армия (День защитника Отечества) | Зима недаром злиться (Масленица) |
7. | Март | Весна (Международный женский день) | День земли (Всемирный день земли и водных ресурсов) | Нәүрүз | Встреча с прекрасным (Международный день театра) |
8. | Апрель | День птиц (Международный день птиц) | Книга - источник знаний (Международный день детской книги) | Космос (День космонавтики) | День здоровья (Всемирный день здоровья) |
9. | Май | Весна красна (Праздник весны и труда) | (День Победы) | День семьи (Международный день семьи) | Азбука дорожных знаков |
10. | Июнь | Здравствуй, лето (Международный День защиты детей, Сабантуй) | Песочные замки | Дружат дети на планете (Международный день друзей) | Овощи и фрукты |
11. | Июль | Дорога (День ГАИ) | Неделя леса | Вода, кругом вода | В гостях у сказки |
12. | Август | «Здравиада» (День физкультурника) | Неделя доброты | Прощание с летом | Мой город (День города, день Республики) |
Проект годового тематического планирования для старшей группы
№ | Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
1. | Сентябрь | Начало учебного года (День Знаний) | Золотая осень | Красота в жизни, в природе и искусстве (Международный день красоты) | Труд воспитателя 27.09 - День воспитателя и всех дошкольных работников |
2. | Октябрь | Неделя добрых дел (День пожилого человека) | В мире животных (Всемирный день животных) | Труд врача (Международный день врача) | Веселый мир мультфильмов (Международный день анимации (мультфильмов) |
3. | Ноябрь | Путешествие по России (День народного единства) | Щедрые дары природы | Добро пожаловать (Всемирный день приветствий) | Главное слово - МАМА (День матери) |
4. | Декабрь | Неделя милосердия (Международный день инвалидов) | Мой город (День героев Отечества) | Зимние забавы | Здравствуй, праздник - Новый год |
5. | Январь | Зимние каникулы | Хорошие манеры (Всемирный день «Спасибо») | В здоровом теле - здоровый дух | |
6. | Февраль | Доброта спасет мир (День доброты) | Красота родного языка (Международный день родного языка) | Защитники Отечества (День защитника Отечества) | Прощание с зимой (Масленица) |
7. | Март | Любовь и уважение к женщине! (Международный женский день) | Земля - наш общий дом (Всемирный день земли и водных ресурсов) | Нәүрүз | Театральная студия (Международный день театра) |
8. | Апрель | Птицы - наши крылатые друзья (Международный день птиц) | Книга - источник знаний (Международный день детской книги) | Звездное небо (День космонавтики) | Пирамида здоровья (Всемирный день здоровья) |
9. | Май | Праздник весны и труда Все работы хороши (День охраны труда) | Боевая слава нашего народа (День Победы) | Я и моя семья (Международный день семьи) | Азбука дорожных знаков |
10. | Июнь | Счастливое детство (Международный День защиты детей, Сабантуй) | Россия - наша Родина (06.06 - Пушкинский день 12.06 - День России) | Дружат дети на планете (Международный день друзей) | В гостях у лета |
11. | Июль | Зеленый огонек (День ГАИ) | Труд почтальона (День Российской почты) | День Нептуна | Витаминка (Полезные свойства овощей, фруктов, ягод, лечебных трав) |
12. | Август | Физкульт - Ура! (День физкультурника) | Труд строителя (День строителя) | Прощание с летом | Татарстан - моя республика. Нижнекамск – город моей мечты (День города, день Республики) |
Проект годового тематического планирования для подготовительной группы
№ | Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
1. | Сентябрь | Планета знаний (День Знаний) | Золотая осень | Красота в жизни, в природе и искусстве (Международный день красоты) | Хорошо у нас в саду (День дошкольных работников) |
2. | Октябрь | Музыкальная азбука (Международный день музыки) Неделя добрых дел (День пожилого человека) | В мире животных (Всемирный день животных) | Профессии врача (Международный день врача) | Неделя детского телевидения (Международный день анимации, мультфильмов) |
3. | Ноябрь | Путешествие по России (День народного единства) | Щедрые дары природы (Праздник урожая) | Добро пожаловать (Всемирный день приветствий) | Главное слово - МАМА (День матери) |
4. | Декабрь | Неделя милосердия (Международный день инвалидов) | Мой город (День героев Отечества) | Неделя безопасности (День работников национальной безопасности) | Здравствуй, праздник - Новый год |
5. | Январь | Зимние каникулы | Неделя этикета и вежливости (Всемирный день «Спасибо») | Неделя здоровья «Здравиада» | |
6. | Февраль | Доброта спасет мир (День доброты) | Красота родного языка (Международный день родного языка) | Защитники Отечества (День защитника Отечества) | Прощание с зимой (Масленица) |
7. | Март | Поздравляем всех женщин! (Международный женский день) | Неделя экологии Земля - наш общий дом (Всемирный день земли и водных ресурсов) | Неделя весны (Нәүрүз) | Театральная студия (Международный день театра) |
8. | Апрель | Птицы - наши крылатые друзья (Международный день птиц) | Книга - источник знаний (Международный день детской книги) | Интересный мир космоса (День космонавтики) | Пирамида здоровья (Всемирный день здоровья) |
9. | Май | Праздник весны и труда Все работы хороши (День охраны труда) | Боевая слава нашего народа (День Победы) | Я и моя семья (Международный день семьи) | Неделя выпускника (Выпуск в школу) |
10. | Июнь | Счастливое детство (Международный День защиты детей, Сабантуй) | Россия - наша Родина (06.06 - Пушкинский день 12.06 - День России) | Дружат дети на планете (Международный день друзей) | В гостях у лета |
11. | Июль | Зеленый огонек (День ГАИ) | Труд почтальона (День Российской почты) | День Нептуна | Витаминка (Полезные свойства овощей, фруктов, ягод, лечебных трав) |
12. | Август | Физкульт - Ура! (День физкультурника) | Труд строителя (День строителя) | Прощание с летом | Татарстан - моя республика. Нижнекамск - город моей мечты (День города, день республики) |
3.7. Режим дня и распорядок
Режим функционирования дошкольного учреждения – 12 часовой при пятидневной неделе. Режим дня и расписание организованной образовательной деятельности составлены на основании Федерального закона об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
При построении образовательной деятельности используется принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, с опорой на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с внесением дополнений: согласно национально-регионального стандарта РТ.
Образовательная деятельность по татарскому языку построена с учетом Письма Министерства образования и науки от 2013 года «Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях» с использованием учебного методического комплекта З.М. Зариповой по обучению детей двум государственным языкам в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», подписанной Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174.
Расписание составлено с учетом Инструктивно-методического письма №65/23-16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения». В группах максимальный объем недельной образовательной нагрузки соответствует требований Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Планирование образовательного процесса состоит из 3 блоков:
§ Организованная образовательная деятельность (ООД)
§ Совместная деятельность педагогов с детьми
§ Самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность - с 1 сентября по 31 мая.
В первых младших группах вся организованная образовательная деятельность проводится по подгруппам (кроме музыки).
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
1) построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
2) решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:
1) Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
2) Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3) Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4) Формирование культурно-гигиенических навыков.
5) Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6) Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7) Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципыпостроения режима дня:
o Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
o Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года
Примерный режим дня на холодный период МБДОУ №35
В организацию образовательного процесса включены недельные каникулы в январе. В дни каникул и в летний период организованная образовательная деятельность не проводится, за исключением эстетическо-оздоровительного цикла.
№ п/н | Режимные моменты | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая | Подг.к школе |
Прием детей, самостоятельная деятельность в том числе, утренняя гимнастика. | 6.00 – 7.40 | 6.00-7.55 | 6.00-8.00 | 6.00-8.00 | 6.00-8.00 | |
утренняя гимнастика (улица) | 6.50 -7.50 | 6.50-7.55 | ||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 7.40 – 8.10 | 7.45-8.10 | 8.00-8.20 | 8.05-8.20 | 8.10-8.20 | |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.10 – 8.30 | 8.10 – 8.30 | 8.20-8.30 | 8.20-8.30 | 8.20-8.30 | |
Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы и самостаятельную деятельность) | 8.30 - 8.40 (I) 8.50– 9.00 (II) | 8.30-9.10 | 8.30-9.20 | 8.30-10.00 | 8.30-10.45 | |
Игры, второй завтрак, подготовка к прогулке. Прогулка | 9.00 – 11.00 | 9.10-11.25 | 9.20-11.40 | 10.00-12.00 | 10.45-12.10 | |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 11.00-11.15 | 11.25-11.35 | 11.40-11.50 | 12.05-12.20 | 12.10-12.20 | |
Подготовка к обеду. Обед | 11.15 – 11.45 | 11.35 -11.50 | 11.50 -12.10 | 12.20-12.50 | 12.20-12.35 | |
Спокойные игры, подготовка ко сну. Дневной сон. | 11.45 – 14.50 | 11.50-15.00 | 12.10-15.00 | 12.50-15.00 | 12.35-15.00 | |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры,самостоятельная деятельность. | 14.50-15.00 | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 | |
Полдник | 15.00 -15.10 | 15.05-15.20 | 15.10-15.20 | 15.10-15.20 | 15.10-15.20 | |
Самостоятельная деятельность, игры | 15.10-15.20 | 15.20-15.30 | 15.20-15.30 | 15.20-15.30 | 15.20-15.30 | |
Организованная образовательная деятельность, работа кружков, факультативов, игры. | 15.20-15.30(I) 15.40-16.00(II) | 15.30-15.45 15.55-16.10 | 15.30-15.50 16.00-16.20 | 15.30-15.55 16.05-16.25 | 15.30-16.00 16.10-16.40 | |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00-16.20 | 16.10-16.30 | 16.20-16.40 | 16.25-16.40 | 16.40-16.50 | |
Чтение художественной литературы, упражнения на развитие эмоциональной сферы. Самостоятельная деятельность | 16.20-17.00 | 16.30-17.00 | 16.40-17.00 | 16.40-17.00 | 16.50-17.05 | |
Прогулка, уход домой. | 17.00-18.00 | 17.00-18.00 | 17.00-18.00 | 17.00-18.00 | 17.05-18.00 |
Режим составлен на основе требований, требований СанПина (2.4.1.3049-13) от 15.05.13.Время прогулки в течении дня выдерживается 3-4.часа , время сна в дошкольных группах составляет 2-2,40 ч. Утренняя гимнастика в старшей и подготовительной к школе группах проводится на свежем воздухе. При удовлетворительных погодных условия прием детей производится на улице.
Примерный режим дня на летний период МБДОУ №35
№ | Режимные моменты | 1,5-3 лет | 3-4 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Прием и осмотр детей на прогулке | 6.00-7.30 | 6.00-7.45 | 6.00-7.50 | 6.00-7.55 | 6.00-7.55 | |
2. | Утренняя гимнастика | 7.25- 7.40 | 7.45-7.50 | 7.50-7.55 | 7.55-8.05 | 7.55-8.05 |
3. | Подготовка к завтраку | 7.40- 8.00 | 7.50-7.55 | 7.55-8.00 | 8.05-8.10 | 8.05-8.10 |
Завтрак | 8.00-8.20 | 8.00-8.20 | 8.00-8.25 | 8.10-8.30 | 8.10-8.25 | |
5. | Самостоятельная деятельность детей (игра), подготовка к прогулке. | 8.20-8.40 | 8.20-8.40 | 8.25-8.50 | 8.30- 8.50 | 8.25-8.50 |
6. | Выход на прогулку, подготовка к ОД | 8.30-8.50 | 8.40-8.50 | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 |
7. | ООД на прогулке | 8.50-9.00-9.05-9.15 | 8.50-9.05 | 9.00-9.20 | 9.00-9.25 | 9.00-9.30 |
8. | Образовательная деятельность в ходе режимных процессов. Игры, наблюдения, воздушные процедуры на прогулке. | 9.00-10.50 | 9.15-10.45 | 9.20.- 11.05 | 9.25-11.45 | 9.30-11.45 |
9. | Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность. | 10.50-11.10 | 10.45-11.10 | 11.05-11.30 | 11.45-12.00 | 11.45-12.00 |
10. | Подготовка к обеду | 11.10-11.20 | 11.10-11.20 | 11.30-11.35 | 12.00-12.05 | 12.00-12.05 |
Обед | 11.20-11.50 | 11.20-11.50 | 11.35-12.05 | 12.05-12.30 | 12.05-12.30 | |
Подготовка ко сну, сон | 11.50-15.00 | 11.50-15.00 | 12.05-15.00 | 12.30-15.00 | 12.30-15.00 | |
Подъем, водно-воздушные процедуры, игры. | 15.00-15.10 | 15.00- 15.10 | 15.00-15.15 | 15.00-15.25 | 15.00-15.25 | |
Полдник | 15.10-15.20 | 15.10-15.20 | 15.15-15.25 | 15.25-15.35 | 15.25-15.35 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.20-16.10 | 15.20-16.10 | 15.25-16.00 | 15.35-16.25 | 15.35-16.35 | |
ООД на прогулке. | 15.30-15.40 15.50-16.00 | |||||
17. | Возвращение с прогулки, игры | 16.10-16.20 | 16.10-16.20 | 16.20-16.30 | 16.25-16.35 | 16.35-16.40 |
Подготовка к ужину | 16.20-16.30 | 16.20-16.30 | 16.30-16.35 | 16.35-16.40 | 16.40-16.45 | |
Ужин | 16.30-17.00 | 16.30-16.55 | 16.35-16.55 | 16.40-17.00 | 16.45-17.00 | |
Прогулка, игры, уход детей домой | 17.00-18.00 | 16.55-18.00 | 16.55-18.00 | 17.00-18.00 | 17.00-18.00 |
Режим составлен на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» и санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». ООД организуется во время прогулки, продолжительность дневного сна от 2ч до 3 часов. Прогулка составляет 4ч 50 мин. до 5ч 50 мин.
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
3.8.1Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан, руководства Организации, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать:
-предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;
-предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и
комментировать ее положения на открытых научных, экспертных и профессионально- педагогических семинарах, научно-практических конференциях;
- предоставление возможности апробирования Программы, в т. ч. ее отдельных положений, а также совместной реализации с вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.
3.8.2В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа.
1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде: практических материалов и рекомендаций по реализации Программы для педагогов ДОО.
2. Апробирование разработанных материалов в организации.
3. Распространение передового опыта по реализации Программы в Организации, на КМО, региональных семинарах
4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации и т. д.
Регулярное методическое консультационно-информационное сопровождение педагогов, реализующих Программу.
3.8.3.Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации
Программы предусмотрена работа по систематическому повышению квалификации
педагогов.
3.8.4.. Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.
3.8.5. Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия. Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
–развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников МБДОУ, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления МБДОУ;
–развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей Программы;
–сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы МБДОУ с семьями воспитанников.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 ГенеральнойАссамблеиот 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2. .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480).
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249// Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
15. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
3.10.Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2015.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
5. Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6
лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
7. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986.
10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика- Синтез, 2011.
11. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
12. Корчак Януш. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – Москва: АСТ, 2014. (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).
13. Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.
14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.
15. Кривцова С.В. Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.
16. Кудрявцев В.Воображение, творчество и личностный рост ребѐнка / Владимир Товиевич Кудрявцев.– М.: Чистые пруды, 2010.(Библиотечка ―Первого сентября‖, серия Воспитание. Образование. Педагогика‖. Вып. 25).
17. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2012.
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
19. Манске К. Учение как открытие. Пособие для педагогов. – М.: Смысл, 2014.
20. Мид М. Культура и мир Детства. – М., 1988.
21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации. – М., 1993.
23. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.: Просвещение, 2014.
24. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
25. Уденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей. – М.: Университетская книга, 2010.
26. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. –М.: Смысл, 2014.
27. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования.
М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
28. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. – М.:Издательство «Национальное образование», 2015.
29. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.
30. Стеркина Р.Б., Юдина Е.Г., Князева О.Л., Авдеева Н.Н.,. Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений.– М., АСТ, 1996.
31. Ушинский К. Человек как предмет воспитания Т. 1 Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. – М., 2012. – 892 с.
32. 33. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство«Национальное образование», 2015. – 116 с.
33. Шулешко Е. Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности/ Под ред. А. Русакова. – СПб.: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотруднгичества, 2011. – 288 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999.
37. Эриксон Э. Детство и общество / 2-е изд., перераб. и доп.; пер. с англ. – СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996.
38. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. (Ред. и введение Е.Г. Юдиной) Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.