Музыка в повседневной жизни детского сада
Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна фор ма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси ях.Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возла гает особую ответственность на педагога, родителей за правиль ную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, станов ления его личности.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспита теля. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомен дует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на му зыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные ут ренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспи тателей.
Музыка в быту детского сада.
1. Слушание в грамзаписи, на прогулке.
2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
5. Музыка на занятиях в группе.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут.
В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы кальных занятиях, праздниках.Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых, и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.
Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб ностям.В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.
Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень ос торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает де вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос питатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэто му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в кон церт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы кальной деятельности.
Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в ар тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития вообра жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч ный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
Наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулкув парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй ную березку, то воспитатель должен предложить детям вниматель но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива ли на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская на родная песня; «Аи, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музы кального произведения.
Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими на дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова «Осен няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим.
Так, по лезно включать музыку в занятия по природоведению, проводимые в группе. Например, после того, как дети понаблю дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы кальными образами.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.
Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра щения, при снижении физической нагрузки.
Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми.
При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ ствовали характеру музыкального произведения, его форме. На пример, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.
В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку во время тихих игр, рисования под музыку, звуча щую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут при влечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, ме лодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
В повседневной жизни детского сада (в семье) дети, музицируя самостоятельно, поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини циативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон.
Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важ ной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послу шать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.
В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композито ра (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, II.И. Чайковский и дру гие), рассказу о его жизни. Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А.К. Лядова «Баба Яга», «Кикимо ра», фрагментам из опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч ка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес ПИ. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Руче ек», песен Ц.Кюи и П.И. Чайковского «Осень» и многих дру гих произведении зарубежной, отечественной классики и народ ной музыки). Необычные новые музыкальные впечатления обогащают де тей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вку са), ценностного отношения к музыке.
В повседневной жизни возможны и другие виды музицирова ния, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные сами ми детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Ко лобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склон ности.
Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов(«Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Зо лушка» С. С. Прокофьева и др.). Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигают ся, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что дела ет их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.
Развлечения- одна из форм организации детей в повседнев ной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставитъ ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.
Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.
Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в кон цертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.
Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.
28. Развлечения: значение, виды, формы организации. Роль музыки в их проведении.
Виды и формы развлечений
Развлечения- одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить, а также обогатить музыкальными впечатлениями, побудить творческую активность.
В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальным руководителем, воспитателем, родителями.)
Виды развлечений определяются степенью участия взрослых и детей. Они бывают 3 видов:
1. Организованные для детей взрослыми;
2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;
3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении
программы и исполнении номеров.
Развлечения проводятся в самых разных формах. Формы развлеченийопределяются их структурой и содержанием. Наиболее часто используют следующие формы развлечений:
1. Концерты(музыкальные и музыкально-литературные).
2. Концерты художественной самодеятельности, составленные из готовых номеров, исполняемых детьми
3. Кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценичес ких планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях).
4. Теневой театр.
5. Настольный театр игрушки (плоскостной и объемной).
6. Театр пяти пальчиков.
7. Инсценирование на фланелеграфе.
8. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль ных произведений.
9. Празднование дней рождения детей.
10. Спортивные игры и развлечений.
11. Слушание радиопередач, просмотр телепередач и мультфильмов.
12. Игры-забавы и аттракционы.
13. Игры-драматизации, театрализованные представления.
При составлении программы вечеров развлечений следует учи тывать нагрузку детей, умело чередовать зрелищные моменты с иг рами, задания, которые необходимо обдумывать, с танцами, аттрак ционами.
Вечера развлечений должны быть представлены в перспектив ном плане музыкального руководителя и в календарном - воспита теля. Проводятся они раз в 7-10 дней, 3-4 раза в месяц. Летом - еженедельно. Продолжительность их может быть разной: от 5-7 до 30-45 минут, в зависимости от возраста детей, содержания матери ала. Очень важно, чтобы в течение года проводились вечера раз влечений разных видов и на них все дети побывали и в роли акте ров, и в роли зрителей.