Раздел 4. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.

Лекция 10. Закаливание. Личная гигиена физкультурника и спортсмена (2 часа).

Ключевые понятия:закаливание, средства, виды и формы закаливания, грибковые и гнойничковые заболевания, венерические болезни человека.

План лекции:

1. Физиологические основы закаливания.

2. Основные принципы закаливания.

3. Средства, виды и формы закаливания. Характеристика отдельных видов. Дозирование и рекомендации по оптимизации отдельных видов использования.

4. Задачи и составные части личной гигиены. Гигиена тела (кожи, рук, ног, волос).

5. Гигиена половой жизни.

6. Вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм) как факторы риска заболеваний.

1.Закаливание- это комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям различных факторов внешней среды. В основе закаливания лежит физиологическая система терморегуляции, которая включает два взаимосвязанных и протекающих одновременно процесса: образование тепла и его отдача. Выработка тепла (химическая терморегуляция) включает: работу скелетных мышц (ходьба, бег, микровибрация, терморегуляционный тонус, холодовая дрожь), окислительные процессы в организме, действие горячей пищи. Отдача тепла (физическая терморегуляция) происходит благодаря процессам излучения, проведения, конвекции и испарения. Перестройка механизмов терморегуляции происходит под «руководством» центра теплорегуляции в ЦНС. Таким образом, закаливание укрепляет прежде всего ЦНС, увеличивая подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения, вызванные в нервных клетках с помощью постоянных раздражителей могут в них закрепляться – образуются условные рефлексы. При систематическом закаливании, используя многократные повторения различных закаливающих процедур, деятельность всех систем и органов постепенно приспосабливается к различным раздражителям и изменениям во внешней среде. Выработка в организме тепла и его расходование, регулируемые корой головного мозга, уравновешивают друг друга и протекают нормально. Поэтому закаленный человек легко переносит температурные изменения во внешней среде. Главная задача закаливания – тренировка приспособительных механизмов, повышающих устойчивость организма.

2. Положительный эффект от закаливания будет достигнут лишь в том случае, если закаливание проводить правильно. Прежде всего, необходима консультация врача, который не только проверит состояние здоровья, но и поможет выбрать адекватную форму закаливающих процедур, установить их продолжительность и интенсивность. И второе, нельзя начинать закаливание при острых заболеваниях или явлениях обострения хронических болезней.. На основании научных наблюдений и практического опыта были установлены основные принципы закаливания: 1) систематичность, 2) постепенность, 3) учет индивидуальных особенностей организма, 4) разнообразие средств и форм закаливающих процедур (общие и местные), 5) активный режим во время выполнения процедур, 6) самоконтроль.

3. Средствами закаливания служат природные факторы: солнце, воздух и вода. По видам закаливание разделяют на активное (систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых воздействий) и пассивное (проживание в холодном климате, в помещениях с печным отоплением, специфика работы на некоторых производствах).

Формы закаливания очень разнообразны. Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья, уровня физического развития, индивидуальной чувствительности к закаливающему средству, типу высшей нервной деятельности человека, а также от его технически-организационных возможностей. По вызываемому теплоощущению воздушные ванны считаются наиболее безопасными, щадящими и доступными закаливающими процедурами. Они оказывают тонизирующее действие на нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую системы, стимулируют обменные процессы, Формы закаливания воздухом: прогулки, сон при открытых форточках и окнах, зарядка на воздухе, оздоровительный бег. Начинать закаливание воздухом рекомендуется при температуре не ниже 30 градусов. К основным правилам приема воздушных ванн относятся: предварительная разминка, сочетание с активными движениями, проведение процедуры не ранее чем за один час или один час после еды, постепенное увеличение времени пребывания на воздухе и постепенное увеличение поверхности тела, контактирующего с воздухом.

Вода – самое сильное закаливающее средство, Человек привыкает к нему с трудом. Но и самое эффективное. Кроме того, такие формы закаливания как: душ, купания, обливание, обтирание, оказывают на кожные рецепторы человека ещё и механическое воздействие. При закаливании водой легко соблюдать принцип постепенности, начинать закаливание водой рекомендуется при температуре воздуха не ниже 18-20 градусов.

Наиболее распространенными и доступными формами закаливания водой являются местные процедуры: полоскание носоглотки, обливание стоп, ножные ванны. К общим процедурам относятся: обтирание, обливание, душ, купание. Основными правилами при закаливании водой являются: предварительный отдых от физической (мышечной) работы, проведение процедуры не ранее, чем за два часа до или два часа после еды, тщательное растирание тела после водной процедуры, желателен массаэ и самоконтроль.

Благоприятное действие солнечных лучей на организм человека состоит в улучшении общего самочувствия, эмоционального тонуса, усилении обмена веществ, нормализации сна и состава крови, повышении защитных сил. Диапазон полезной для здоровья солнечной радиации невелик: от 280 до 450 млмк (миллимикрон), то есть ультрафиолетовая часть солнечного спектра (УФЛ). УФЛ оказывают на организм бактерицидное, эритемное, антирахитичное, загарное действие. Систематическое применение солнечных ванн повышает иммунитет и способность переносить высокую температуру воздуха. При приеме солнечных ванн важно соблюдать следующие правила: систематичность, длительность процедуры, двигательный режим, позу приёма (стоя), время суток. Нарушение правил может привести к вредным для здоровья последствиям: желудочно-кишечным расстройствам, потере аппетита, повышенной возбудимости, нарушениям сна, ожогам и солнечному удару.

4.Личная гигиена – совокупность общих гигиенических правил, одинаковых для людей любого возраста, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Личная гигиена включает в себя соблюдение рационального суточного режима, гигиену ухода за телом, гигиену половой жизни, отказ от вредных привычек.Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для работы и восстановления организма. При составлении режима необходимо учитывать биологические ритмы (изменение функций организма в зависимости от времени суток) . При правильно построенном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности организма (динамический стереотип) , в результате чего человек в определенное время может наиболее эффективно выполнять ту или иную работу. Кроме того, рациональный распорядок дает возможность лучше планировать свое время, воспитывает организованность, укрепляет волю, приучает к сознательной дисциплине. В связи с различными условиями жизни и труда, бытовыми и индивидуальными особенностями не может быть единого универсального режима для всех. Однако основные положения должны соблюдаться: график труда или учебы в строго определенное время, чередование труда и отдыха, регулярный режим питания, оптимальное время тренировки, полноценный сон. Гигиена ухода за телом включает мероприятия по уходу за кожей и полостью рта, руками, ногами, волосами и т.д. Здоровье человека во многом зависит от состояния его кожных покровов, что связано с выполнением ими многообразных физиологических функций: защитной (сохранение постоянства внутренней среды организма), выделительной (в потовой жидкости содержатся мочевина, аммиак, молочная кислота), бактерицидной (секрет кожного сала содержит лизоцим). Кожа участвует в теплорегуляции, защищает организм от УФЛ, является своеобразным депо крови (за счет капилляров), секрет сальных желез предохраняет кожу от высыхания, увеличивает её эластичность, предохраняет от трещин и разрывов, которые могут стать «воротами» инфекций. Уход за руками особенно важен, поскольку находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Специальный уход за руками необходим спортсменам занимающимся гимнастикой, греблей, тяжелой атлетикой, в связи с частым образованием на руках мозолей, которые являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению снарядов. Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это необходимо в связи с их повышенной потливостью, особенно при занятиях определенными видами спорта: легкой атлетикой, лыжным спортом. Повышенная потливость объясняется обилием потовых желез на коже стопы – 366 выходов потовых желез на один кв.см. Появление потертостей, трещин, ссадин, мозолей на стопе способствуют возникновению грибкового заболевания стоп – эпидермофитии, которое вызывается грибком эпидермофитоном. Грибок может находиться на полу спортивных залов, душевых, раздевалок, а также в носках и обуви. Признаки заболевания: зуд и жжение между пальцами ног, шелушение кожи, появление пузырьков, мокнущих эрозий. Для профилактики эпидермофитии необходимо пользоваться только личными вещами и в соответствующих помещениях – резиновыми шлепанцами. Регулярный уход за телом также способствует профилактике гнойничковых заболеваний кожи – пиодермий. Чаще всего возбудителем пиодермий являются стафилококки, а формой проявления болезни – фолликулит или фурункулез.

5.Соблюдение гигиенических правил половой жизни имеет важное значение для сохранения здоровья и работоспособности, особенно для спортсменов. Половая жизнь зависит от возраста, темперамента, состояния работоспособности, условий жизни, а у спортсменов ещё от этапа тренировочного цикла. Половые отношения влияют на организм женщин и мужчин по-разному, с точки зрения физиологии, и могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект. Поэтому каждый спортсмен должен определить для себя индивидуальный ритм половой жизни и придерживаться его в процессе тренировочного цикла. Лучше, когда половая жизнь осуществляется в семье или при наличии постоянного полового партнера, Случайные и беспорядочные половые связи могут стать причиной тяжелых венерических заболеваний: гонореи, сифилиса, трихомоноза или СПИДа.

6. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотиков) являются разрушителями здоровья, причиной тяжелых заболеваний и влекут за собой опасные социальные последствия. Курение – привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. Установлено, что повышение возбудимости коры головного мозга, наблюдающееся в первое время у курильщика, в дальнейшем сменяется угнетением нервных клеток. Для повышения возбудимости требуется повторное употребление табака. Табачный дым содержит более сорока вредных веществ: никотин, окись углерода, синильную, уксусную, муравьиную и масляную кислоту, сероводород, этилен, радиоактивный полоний и смолы. Никотин и смолы наиболее токсичны для организма. Систематическое курение отрицательно влияет на дыхательную систему (вызывает отдышку, эмфизему легких, рак различных отделов дыхательной системы), центральную нервную систему (головная боль, головокружение, снижение работоспособности, нарушение сна), сердечно-сосудистую систему (гангрена нижних конечностей, расширение аорты, коронарный склероз), желудочно-кишечный тракт (гастриты и язвенная болезнь, рак желудка). Курение – сознательное хроническое отравление организма. Алкоголь (этиловый и винный спирт) получают путем спиртового брожения. Плохо очищенный спирт содержит ядовитые для организма вещества – сивушные масла. Этиловый спирт относится к наркотическим веществам. Алкоголь тормозит передачу нервных импульсов ещё до возникновения нарушений обмена веществ. Больше всего алкоголя поглощается тканью мозга, печенью, сердцем. Его максимальная концентрация отмечается через 1,5 часа после приема во всех биологических жидкостях организма, Систематическое употребление алкоголя отрицательно влияет на желудочно-кишечный тракт (гастриты, язвенная болезнь, цирроз печени, рак желудка), на центральную нервную систему (снижение мыслительных процессов, внимания, скорости реакции, координации движений, памяти), на сердечно-сосудистую систему (гипертония, аритмия), отрицательно сказывается на половой функции. Употребление алкоголя не только разрушает здоровье, но и отрицательно влияет на социальную жизнь человека. Употребление наркотиков может привести к тяжелой болезни – наркомании. Наркотические вещества применяются в медицине (хирургия), поскольку блокируя болевой центр, помогают проводить хирургические манипуляции безболезненно. Самая большая опасность наркотиков в том, что их употребление 1) вызывает привыкание, 2) при невозможности получить наркотик у человека развивается абстинентный синдром, который характеризуется сильной болью, 3) возникает необходимость постоянно повышать дозу, 4) стоит слишком дорого и с экономической, так и социальной точки зрения. Для их получения люди совершают самые тяжкие преступления. Наркоманию вылечить очень трудно и чаще всего эта вредная привычка приводит человека к деградации и гибели.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Что такое «закаливание» и его роль в укреплении здоровья человека?

2. Какие физиологические процессы лежат в основе закаливания?

3. Какие средства используются для закаливания?

4. Какие существуют виды, формы и методы закаливания?

5. Каковы основные гигиенические принципы закаливания?

6. В чем заключаются основные правила при закаливании воздухом и водой?

7. Какое биологическое действие оказывают на организм человека ультрафиолетовые лучи?

8. Какие правила и меры предосторожности необходимо выполнять при закаливании солнцем?

9. Какие составные части входят в понятие «личная гигиена»?

10. Каково гигиеническое значение кожи и правила ухода за ней ?

11. Понятие о грибковых (эпидермофития) и гнойничковых (пиодермия) заболевания и меры их профилактики.

12. По какому принципу развиваются вредные привычки человека (курение, алкоголизм, наркомания)?

13. Какие венерические болезни являются наиболее распространенными и в чем заключается их опасность?

Лекция 11. Гигиена физического воспитания детей и подростков (2 часа).

Ключевые понятия:особенности развития организма детей и подростков, акселерация, гиподинамия, нормы физических нагрузок, средства физического воспитания детей и подростков, учет состояния здоровья (медицинская группа)

План лекции:

1. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Понятие об акселерации и гиподинамии.

2. Нормы временного объёма различных видов деятельности в режиме дня в зависимости от возраста.

3. Гигиенические требования к условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе.

4. Гигиеническая характеристика отдельных средств и форм физического воспитания школьников.

1. Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания укрепляется здоровье учащихся, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, нравственные и волевые качества. Современные условия жизни ставят перед физическим воспитанием школьников новые задачи, связанные с особенностями современной школьной программы: началом обучения в более раннем возрасте, увеличением объема и сложности программного школьного материала, ускорением темпов его изучения, внедрением в процесс обучения сложных технических средств, и в связи с этим, снижением объема двигательной активности учащихся. Гигиеническая норма двигательной активности школьников – это научно обоснованные, количественные параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Для успешной работы важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельность ЦНС. Главной особенностью организма детей младшего школьного возраста является ещё недостаточно сформированная и неокрепшая костная система. Нет окончательной фиксации физиологических изгибов позвоночника, отсутствует окостенение фаланг пальцев, не развита мелкая мускулатура. Пренебрежение этими особенностями развития организма могут привести к формированию неправильной осанки, искривлениям позвоночника (сколиозам) к быстрому утомлению. Наибольшее увеличение роста и массы тела происходит в период полового созревания. В это же время наблюдается усиленный рост длинных трубчатых костей и глубокие изменения в эндокринной системе. Дети в этом возрасте нескладны, неловки, быстро устают, раздражительны и неадекватны. Все эти факты требуют особого внимания при назначении тех или иных физических нагрузок в процессе физического воспитания. Важное гигиеническое значение имеет также постоянный медицинский контроль и распределение учащихся по медицинским группам. Необходимо учитывать и такое явление как акселерация. Основными гигиеническими принципами организации занятий физическими упражнениями должны быть: непрерывность, преемственность, комплексность и адекватность.

2. Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются СаНПинами 2.4.2.576-96»Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Спортивные сооружения школы – это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, спортивные залы и бассейны. Спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания школы, за зоной зеленых насаждений и не менее, чем в 20 м от проезжей части и 10 м от окон школы. Спортивный школьный зал обычно является многофункциональным. Тип зала зависит от вместимости школы и по размерам может быть: 9х18, 12х24, 18х30 м высотой не менее 6 м. При зале предусматривается наличие: инвентарной комнаты, раздевалки для мальчиков и девочек, душевые, туалеты, комната для преподавателей. Гигиенические требования к показателям микроклимата спортивного зала в школе аналогичны общепринятым.

3. Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа. Уроки физической культуры – основная форма физического воспитания. Их содержание определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными задачами решаются оздоровительные задачи. По возможности уроки следует проводить на открытом воздухе. При этом необходимо учитывать погодные условия, чтобы дети были экипированы в соответствующие одежду и обувь. Для отдельных групп школьников, отнесенных к соответствующим медицинским группам, предусмотрены факультативные занятия. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков в школе, физкультурные минутки на уроках (в основном, в младших классах), физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание. Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), помогающую и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Школьная гимнастика до уроков должна проводиться с учащимися как первой, так и второй смены. Комплекс гимнастики разучивается предварительно на уроках физкультуры. Физкультурные минутки проводятся на уроках для предупреждения утомления и обычно включают не больше 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Для учащихся в первую смену их лучше проводить на 3 или 4 уроках, а для учащихся второй смены – на 2 или 3 уроках. Физкультурные паузы рекомендуется проводить при подготовке домашних заданий в группах продленного дня. Комплексы упражнений для зарядки гимнастики перед уроком и физкультурных минуток необходимо периодически изменять. Подвижные игры и физические упражнения на переменах лучше проводить на открытом воздухе в соответствующей погодным условиям одежде и обуви. При температуре воздуха менее 100С такие занятия проводятся в спортивном зале при открытых окнах и фрамугах. Хороший оздоровительный эффект оказывают и такие формы физической нагрузки как посадка деревьев и кустарников на школьном участке, оборудование спортивных площадок. Прогулки, экскурсии в большей степени имеют оздоровительное значение. Помощь в их организации и участие могут оказать родители учащихся. Туристические походы, тематические массовые мероприятия: «Спортландия», «Олимпиады», проводимые между классами и между классами соседних параллелей также могут проводиться с участием родителей. Закаливание учащихся – элемент рационального режима дня является частью физического воспитания в семье. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя их дозировку и увеличивая интервалы изменения температурных показателей. При закаливании воздухом не рекомендуется снижать температуру менее 12 град.С. В процессе закаливания водой последовательность различных форм водных процедур должна быть такой: обтирания, обливания, душ, купании. При обтирании и обливании начальная температура воды должна быть не менее 330С и конечная не меньше 18-200С.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Какие задачи решает гигиена детей и подростков?

2. Какое влияние оказывает внешняя среда и социальные факторы на развитие детей и подростков (акселерация и гиподинамия)?

3. В чем заключаются закономерности развития костной, мышечной и нервной систем детей и подростков? Почему необходимо их учитывать при занятиях физкультурой и спортом?

4. Что является гигиеническими основами при составлении распорядка дня школьников? Нормативы для различных видов деятельности детей и подростков в зависимости от возраста.

5. Какие гигиенические требования предъявляются к местам и условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе?

6. Какие существуют средства и формы физического воспитания детей и подростков вне школы?

Лекция 12.гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в различных видах спорта.

Ключевые понятия:система гигиенического обеспечения при подготовке спортсменов, гигиенические принципы спортивной подготовки, адаптация, акклиматизация, особенности основных компонентов системы подготовки спортсменов в различных видах спорта.

План лекции:

1. Гигиеническое обеспечение в легкой атлетике и плавании.

2. Гигиеническое обеспечение при занятиях спортивными играми и сложно координационными видами спорта.

3. Гигиеническое обеспечение при занятиях единоборствами и тяжелой атлетикой.

4. Гигиеническое обеспечение при занятиях зимними видами спорта.

5. Гигиенические требования к проведению занятий физической культурой и спортом со спортсменами-инвалидами.

Система гигиенического обеспечения спортсменов является одним из факторов дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: оптимальные социально-гигиенические факторы быта, учебы, трудовой деятельности; личная гигиена, включая рациональный суточный режим; закаливание; рациональное сбалансированное питание, оптимальные условия проведения тренировок и соревнований, гигиенические мероприятия по восстановлению и повышению работоспособности. Только совокупное действие перечисленных компонентов может обеспечить рост спортивных достижений.

1.Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой. Легкая атлетика объединяет разные по структуре и физиологическому воздействию на организм физические упражнения: преимущественно аэробной направленности (стайерский, марафонский бег, спортивная ходьба); требующие общей выносливости и анаэробной направленности (спринт, метания, прыжки); требующие преимущественно скоростно-силовых качеств. Занятия легкой атлетикой могут проводиться на местности, на открытых (стадион) и крытых (легкоатлетический манеж) спортивных сооружениях. В современных спортивных сооружениях легкоатлетическая беговая дорожка должна быть с ровной горизонтальной поверхностью и водонепроницаемым покрытием. Наилучше качества имеют дорожки с синтетическими покрытиями, такими как тартан, рекортан, арман. Место для прыжков с шестом должно включать дорожку разбега, стойку с планкой, место для упора шеста и место приземления. Зона безопасности оборудуется шириной 1 м от края дорожки, от места приземления – 5 м, перед местом для упора – 5 м. Освещенность на дорожках для разбега во всех видах прыжков должна быть не менее 30 лк; в местах отталкивания и приземления не менее 50 лк; для прыжков с шестом вертикальная освещенность на высоте 6 м – 50 лк. Место для прыжков в высоту должно состоять из сектора для разбега, стоек с планкой, места для приземления. Зона безопасности должна иметь ширину 1,5 м от места приземления. Ямы для прыжков должны иметь стенки из дерева, выступающие над землей на 5 см. На ширину 1 м от края ямы и дорожки оборудуется зона безопасности. Сектор для метаний должен оборудоваться таким образом, чтобы траектория полета снарядов соответствовала его длинной оси и исключала встречные метания. Для метания молота и диска круг ограничивается металлической сеткой; для каждого снаряда определяется сектор приземления.

Одежда легкоатлетов должна включать трусы, майки, тренировочные костюмы из хлопчатобумажной, шерстяной и ветрозащитной ткани. На каждую тренировку костюм комбинируется с учетом погодных условий. Обувь – кроссовки; спринтеры и прыгуны используют туфли с шипами; стайеры, марафонцы, ходоки – с эластичной утолщенной подошвой; метатели копья – туфли, охватывающие голеностопный сустав, с пяточными и подошвенными шипами.

В основе питания легкоатлетов лежат общие гигиенические принципы. Однако для спортсменов тренирующих качество общей выносливости основным механизмом получения энергии является аэробный режим. При сравнительно небольшом и постоянном весе стаейрам требуются большие запасы гликогена, В данном случае большое значение приобретают жиры (лучше ненасыщенные, то есть рыба и морепродукты) и сложные углеводы. При этих нагрузках происходит значительное обезвоживание организма с вымыванием водорастворимых витаминов и минеральных солей. У спринтеров преобладают скоростно-силовые нагрузки механизм получения энергии, в основном, анаэробный. В данном случае, для спринтеров важным является адекватное потребление белков, простых углеводов, витамина В1 и фосфора.

Гигиеническая профилактика основных травм легкоатлетов состоит в создании необходимых условий тренировки, проведении соответствующих восстановительных мероприятий. С целью профилактики плоскостопия в утреннюю зарядку, разминку на каждой тренировке следует включать упражнения для свода стопы. Восстановительные мероприятия строятся на основе использования специальных упражнений для активного отдыха, различных видов массажа, водно-тепловых процедур, аэроионизации.

2. Гигиеническое обеспечение занятий плаванием. Занятия плаванием развивают все основные функции организма, но особенно, дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы , положительно влияют на ЦНС, устраняют возбудимость и раздражительность, способствуют формированию осанки и гармоничному развитию организма в целом. Движение в водной среде в горизонтальном положении оказывает на организм своеобразное влияние. Вода, имеющая более высокую, чем воздух, теплопроводность, повышает отдачу тепла, увеличивая энерготраты. Плавать можно почти в любом водоеме, если обеспечена необходимая безопасность занимающихся, либо в специально оборудованных для плавания сооружениях – бассейнах. Вода в бассейнах должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. В целях профилактики заболеваний, передающихся водой необходимы регулярный контроль за её качеством, очистка и смена воды. Температура воды для закрытых бассейнов должна быть в пределах 24-280С, температура воздуха – на 2-3 градуса выше температуры воды. Питание пловцов направлено на увеличение массы и силы и снижение потерь при теплоотдаче. Поэтому в их рационах увеличена норма жира, обладающего при малом объеме большим энергетическим потенциалом. При тренировках с преимущественным развитием выносливости необходимо увеличить содержание витаминов С и группы В. При тренировках в которых преобладают скоростные упражнения в пище должно быть больше продуктов, содержащих фосфор (молочные продукты, бобовые).

Пловцам свойственны заболевания, связанные с долгим пребыванием в воде: верхних дыхательных путей (тонзиллиты, гаймориты, фарингиты, риниты, отиты), что связано с длительным охлаждением всего тела и но­соглотки, попаданием воды в придаточные пазухи, в среднее ухо, конъюнктивиты, что обусловлено раздражающим воздействием хлора на слизистую оболочку глаза или её загрязнением, эпидермофития.

Гигиеническая профилактика заболеваний у пловцов заключается в закаливании организма: воздушные ванны, контрастные души, специальные процедуры закаливания носоглотки, обмывание ног холодной водой на ночь. Наряду с этим рекомендуются солнечные ванны, тренировки на воздухе: в теплую погоду – кроссы, гребля, езда на велосипеде; зимой – бег на коньках, лыжах. Гигиеническая профилактика функциональных нарушений позвоночника у прыгунов заключается в укреплении позвоночных мышц для усиления их «корсетной» функции, эффективной разминке на суше перед тренировкой и соревнованиями с включением упражнений на гибкость (растяжение).

3. Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми. Спортивные игры характеризуются большим разнообразием движений переменной интенсивности, насыщены элементами бега, прыжков и другими видами динамической работы при редких кратковременных и небольших статических усилиях, высокая эмоциональность. Занятия спортивными играми совершенствуют такие двигательные качества как быстрота, точность и координация и движений, ловкость, сила, выносливость, умение мгновенно оценивать ситуацию, быстро принимать решение. Тренировки по баскетболу, гандболу и волейболу проходят в спортивных залах, к которым предъявляются основные гигиенические требования по соблюдению норм показателей микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха). Высота залов должна быть не менее 7 метров, отделка стен и потолков касается цветового оформления и состава красок, которые не должны осыпаться. Уровень освещенности вертикальной и горизонтальной плоскостей должен составлять не менее 200 лк. У футболистов тренировки проходят либо на открытых стадионах, либо в манеже. Костюм спортсменов-игровиков прост и состоит из майки, трусов и мягкой обуви без каблуков и выступающих рантов, хорошо прикрывающей голеностоп. У футболистов дополнительно гетры и щитки, у вратарей – налокотники. Обувь футболиста - бутсы. Шипы на бутсах могут быть литые или съемные из кожи, резины, алюминия, пластмассы.

Питание игровиков строится на общих гигиенических принципах. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов должно быть: 10-15%: 20-25% : 60-65%. Пищевой рацион должен быть небольшим по объему, но высококалорийным, легкоусвояемым, разнообразным, насыщенным белками животного происхождения, продуктами богатыми фосфором.

Потребность в витаминах у игровиков выше рекомендуемых норм в 4-5 раз, особенно нужны антиоксиданты А, Е и С и витамины группы В.

В игровых видах спорта часты разрывы и надрывы мышц, сухожилий и связок, возникающие в результате предельных нагрузок, травмы и ушибы из-за столкновений игроков, падений, ударов мячом или клюшкой. Гигиеническая профилактика травматизма в спортивных играх заключается в тщательной достаточной разминке, обеспечивающей разогрев мышц и повышение их эластичности в совершенствовании техники и общефизической подготовки, строгом соблюдении правил игры, исключения случаев грубой игры и применение недозволенных приемов.

4. Гигиеническое обеспечение занятий сложно-координационными видами спорта, к которым относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фристайл и др. Упражнения в данных видах спорта относятся преимущественно к скоростно-силовым , воздействующим, главным образом, на скелетные мышцы, костно-суставную систему, периферическое кровообращение. В занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой и художественной гимнастикой преимущественно развиваются такие двигательные качества, как взрывная сила ног (прыгучесть), прыжковая выносливость (способность поддерживать высоту и длину прыжка при повторениях во время выступления), максимальная сила, силовая выносливость (статическая и динамическая), гибкость, ловкость. Спортсмены тренируются во всех видах многоборья. Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации гимнастических залов определяются нормами планировочных элементов и габаритов спортивных зданий. Спортивные снаряды должны размещаться на безопасном расстоянии друг от друга и от стен (не менее 1,5 м). Специальные приспособления для крепления снарядов размещаются на стенах и потолке и рассчитываются исходя из динамической нагрузки на снаряды весом 100 кг. Площадь зала в расчете на одного занимающегося зависит от спортивной квалификации спортсменов и должна составлять 10-12 м2 для гимнастов III, II взрослого и II, I юношеского спортивных разрядов, 12-15 м2 – для спортсменов I разряда и кандидатов в мастера спорта и 15-20 м2 для мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Воздушный куб и приточно-вытяжная вентиляция при условии 2,5-3-кратной смены воздуха в час должны обеспечить 90 м3 воздуха в час на спортсмена и 30 м3 на зрителя. Естественное освещение должно иметь световой коэффициент равный 1:6, коэффициент естественного освещения – 1,5-2,0%; температура воздуха – +15…+160С, относительная влажность воздуха – 30-60%, скорость движения воздуха – 0,5 м/с.

Одежда гимнастов должна включать гимнастические брюки, трусы и майку, у женщин – купальник; обувь – кожаные туфли, хлопчатобумажные тапочки, для предупреждения продольного и поперечного плоскостопия рекомендуется оснастить обувь ортопедическими супинаторами.

Особенностью питания при занятиях сложно-координационными видами спорта является необходимость поддержания постоянной (сравнительно небольшой) массы тела при сравнительно низкокалорийном рационе, обеспечение организма достаточным количеством энергии и всеми необходимыми веществами. Спортсменам необходим относительно малый объем мускулатуры в сочетании с пластичностью и высокой функциональностью. Общая калорийность рациона должна строго регулироваться, чтобы не допустить истощения или заметного увеличения массы тела. Продукты должны быть малообъёмными и легкоусвояемыми.

Тренировочный процесс у гимнастов высокой квалификации обычно включает две тренировки в день. Основная тренировка проводится, ка

Наши рекомендации