Б) условия и средства эстетического воспитания. требования к отбору произведений искусства для детей

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Условия и средства эстетического воспитания:

- Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

- Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

- Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

- Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

- специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

- учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

- принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей.

Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.

- рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

-в сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.

- существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

- Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

Требованиями к отбору произведений искусства являются:

- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

- колористическое решение (цветовой контраст)

- композиционное решение

- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений

- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений

- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Наши рекомендации