Б) условия и средства эстетического воспитания. требования к отбору произведений искусства для детей
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.
Условия и средства эстетического воспитания:
- Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).
- Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.
- Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.
- Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)
Все названные средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.
При отборе средств воспитатель опирается на
- специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,
- учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,
- принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей.
Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.
Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.
- рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.
-в сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.
- существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
- Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.
Требованиями к отбору произведений искусства являются:
- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
- колористическое решение (цветовой контраст)
- композиционное решение
- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.