Средства эстетического воспитания

ЭВ осуществляется комплексом средств. Средствами ЭВ является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие.

Среди средств ЭВ главное место занимает искусство как наиболее универсаль­ное, концентрирующее в образно-эмо­циональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, при­роды, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Много­образие видов и жанров искусства адресо­вано всем чувствам, способностям челове­ка, его эмоциональному опыту и подсоз­нанию, потребности наслаждаться выра­зительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека.

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному.

Воздействие эмоционально-образного мира искусства, явлений природы и предмет­ной среды расширяется через радио и телевидение, в рамках специальных программ для детей и молодёжи.

Многообразие чувственно-эстетических свойств несёт в себе природа. Пропорции, формы, цветовые соче­тания, их динамика вызывают у человека эстетические переживания, чувства, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении.

Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее "воспитательные воз­можности" и делает ее наглядной для ребенка.

Суще­ственное влияние на настроение, поведе­ние человека оказывает окружа­ющая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает актив­ность, результативность, творческий характер деятельности. Источником и средством ЭВ может стать и трудо­вая деятельность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовле­творение, радость.

Спортивная деятель­ность как средство ЭВ обладает большой эстетической привлекательностью, сочетает достижение физической красоты и духовного, нравственного развития, требует преодоления трудностей. Выпадение физической культуры и спорта из сферы системы ЭВ нарушает гармонию теле­сного и духовного развития человека.

Игра - преимущественно неформальное сред­ство ЭВ, предполагающее разносторон­нюю гибкость человека в проявлении склонностей и способностей творческого характера. Всё чаще игровые ситуации из сферы досуга вносятся в образовательный процесс с целью актуализации полученных знаний, активизации образного мышления, воображения. Игра — первичный и весьма продуктивный способ накопления первых эстетиче­ских впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эс­тетическое отношение к действительности и к искусству.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта— чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрос­лые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и созда­вать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетическо­го воспитания ребенка.

Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладыва­ются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умст­венное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Эстетическое (эстетически направленное) общение - особое условие и средство ЭВ, модель межлич­ностного контакта. Тактичная передача педагогом его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развива­ющего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей. Эстетическое общение в семье - особый мир, могущий по­влиять на формирование художественных интересов детей. Слу­шание грамзаписей, просмотр телепередач, семейные походы в театры, на концерты развивают музыкальность ребенка. А наличие дома музыкальных инструментов активно формирует навыки му-зицирования.

Средством эстетического воспитания является и художественная дея­тельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и са­мостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театра­лизованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн). В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроиз­водящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Прояв­лением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мело­дии, драматизации, танцы, а также хоро­вое пение, театральные постановки, кукольный театр, декоративно-прикладные (вышивка, резьба и т. п.), рисованные и игровые фильмы, дет. радио и т. д.

Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, приро­да, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Приотборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учи­тывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные осо­бенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить "золотую середину". Перенасыщение также вредно для развития, как и недоста­ток эмоционального воздействия.

Наши рекомендации