Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Индивидуализация образования.
Оптимизация работы с группой детей.
Характер взаимоотношений со взрослым.
Индивидуализация образования.
Оптимизация работы с группой детей.
Характер взаимодействия с другими детьми.
Индивидуализация образования.
Оптимизация работы с группой детей.
Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.
Индивидуализация образования.
Оптимизация работы с группой детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет живой и познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим не только под руководством взрослого, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому. Замечает некоторые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, протестует, удивляется, проявляет интерес; пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим под руководством взрослого, самостоятельные наблюдения не характерны, при восприятии необычного проявляет чувство удивления, но оно неустойчиво, радуется новому. Замечает некоторые противоречия, преимущественно предметно-практического характера, при этом ярких эмоций не проявляет; иногда пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия от взрослого.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательный интерес проявляется, но быстро угасает, в наблюдениях, организованных взрослым, участвует формально, чувство удивления проявляет редко, реакция на новизну непродолжительная. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательный интерес неоформлен, недифференцирован, ребенок быстро пресыщается. Не чувствителен к противоречиям, несоответствиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Задает много вопросов, которые преимущественно направлены на установление непосредственно воспринимаемых связей (где? зачем? кто? кого? какая? когда? как? откуда? куда?), с интересом выслушивает ответ взрослого, и ответ порождает новый вопрос. Пытается самостоятельно открыть предметные характеристики объектов, привлекает взрослого к содействию, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым. В деятельности опирается на собственный опыт, действует по аналогии в сходных ситуациях; освоил основные способы действий с предметами, использует предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется различными приемами для решения проблемно-практических задач; выделяет существенные признаки предметов, сравнивает различные предметы и выявляет различия в них; понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими; воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком и/или качеством объекта. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Задает достаточно часто вопросы, которые направлены как на установление непосредственно воспринимаемых связей (где? куда? зачем?), так и на предметы (кто? что?), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны; с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым.
Под руководством взрослого применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); освоил основные способы действий с предметами, использует знакомые предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; пользуется однообразными приемами для решения проблемно-практических задач; с помощью взрослого выделяет существенные признаки предметов, сам сравнивает некоторые предметы и выявляет отдельные различия в них; понимает часто повторяющиеся жизненные ситуации, проигрывает их (по подражанию); с помощью взрослого воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; выделяет сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные действия не всегда в соответствии с выделяемым признаком и/или качеством объекта. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Вопросы задает редко, они преимущественно имеют предметный характер (кто? что?), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым.
В совместной со взрослым деятельности при ведущей роли взрослого может использовать элементы собственного опыта; освоил некоторые способы действий с хорошо знакомыми предметами, предметы-орудия использует редко; проблемно-практические задачи самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, при сравнении различных предметов и выявлении различий в них нуждается в помощи взрослого; понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации, с помощью взрослого проигрывает их отдельные эпизоды, а также воспринимает отдельные эпизоды, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт; не устанавливает элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; выделяет некоторые сенсорные признаки, использует знакомые перцептивные действия с помощью взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Задает вопросы редко или не задает их; вопросы имеют ситуативный характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейшему осмыслению воспринимаемого. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, в процессе экспериментирования, организованного взрослым, не проявляет стремления действовать с предметами.
Помощь взрослого существенно не влияет на использование собственного опыта; опыт действий с предметами крайне ограничен: не знает функций и правил использования многих предметов обихода, предметы-орудия использует редко или не использует совсем; проблемно-практических задач самостоятельно разрешить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, при сравнении различных предметов и выявлении различий в них, только с помощью взрослого понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации и проигрывает их отдельные эпизоды; воспринимает новые отдельные эпизоды, изображенные на картинках,
происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, но затрудняется использовать свой реальный опыт, не устанавливает элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; не выделяет многие сенсорные признаки, перцептивные действия выполняет с помощью взрослого. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.