Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Взаимодействие кaк научная категория. Взаимодействие кaк интегрирующий фaктоp. Понятие «взаимодействие» в психологии. Процессы взаимодействия.
Развитие проблемы педагогического взаимодействия в иcтории педагогики.
Методы доверительного взаимодействия. Общая характеристика методов доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях. Метод критики. Метод побуждения. Метод педагогических требований. Метод уважения. Метод убеждений. Метод осуждения. Метод понимания. Метод доверия. Метод конфликтных ситуаций.
Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса: «ученик – учитель», «учитель – родители – учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – родитель учащегося».
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида (в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных учреждениях; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.).
Обязательная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 376 с.
2. Басов Н. Ф.Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: AcademiA, 2006. - 251 с.
3. Василькова Т. А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
4. Гетман Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильной школы: учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. - 110 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. Педагогика и психология, Социальная педагогика. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 302 с.
6. Клиническая психология: учеб. для студ. мед. вузов и фак. клинич. психологии / ред. Б. Д. Карвасарский. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 861 с.
7. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект: ТРИКСТА, 2011. - 420 с.
8. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: AcademiA, 2007. - 208 с.
9. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
10. Мальцева Т. В.Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 143 с.
11. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Речь, 2010. - 400 с.
12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учеб. для студ. вузов. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
13. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов вузов, обуч. по непсихол. спец. / Р. С. Немов. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 639 с.
14. Нуркова В. В. Психология: учебник для бакалавров / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 575 с.
15. Основы профориентологии: учеб.-метод. пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 79 с.
16. Поляков А. М. Психология развития: учеб. пособие для психол. и пед. специальностей вузов. - 2-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2009. - 304 с.
17. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. - М.: Сфера, 2009. - 318 с.
18. Экспериментальная психология: учебник для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
Дополнительная литература
1. Аксютина З. А. Практикум по решению профессиональных задач: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - 116 с.
2. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2010.
3. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.
4. Волковская Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: учеб.-метод. пособие. - М.: Нац. кн. центр, 2011. - 144 с.
5. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. - 2-е изд. - М.: Пед. об-во России, 2009. - 509 с.
6. Истратова О. Н. Большая книга подросткового психолога. - 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. - 637 с.
7. Иванов А. В. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: «Дашков и К», 2011. - 424 с.
8. Кондратьева С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития...: коротко и доступно советы специалистов родителям / С. Ю. Кондратьева. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 63 с.
9. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М: Смысл, 2009. - 423 с.
10. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
11. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 188 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов. - 12-е изд. - М.: Академия, 2009. - 638 с.
13. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Б. З. Вульфов и др.; ред. П. И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
14. Петрусевич А. А. Социально-педагогическая компетентность учителя: современный подход: методический материал. - Омск: Альбион, 2011. - 104 с.
15. Психология: учеб. для студ. вузов / под ред. Б. А. Сосновского. - М.: Юрайт, 2010. - 660 с.
16. Психология и педагогика: пространства взаимодействия: материалы «круглого стола» «Психология и педагогика современного образования: возможности и границы взаимодействия» / ред. С. Д. Поляков. - М.: Школьные технологии, 2010. - 399 с.
17. Специальная психология : учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2013. - 252 с.
18. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, 2011. - 203 с.
19. Ямковая Л. С. Социальный педагог в школе: содержание и методы практической деятельности: научное издание. - М.: Сентябрь, 2012. - 174 с.