Дополнительные задания по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

(методические указания магистрантам)

Преподаватель – Умняшова Ирина Борисовна, к.псх.н, доцент кафедры Педагогическая психология факультета Психология образования ГБОУ ВПО МГППУ

Общая трудоемкость программы - 72 часа: 12 часов аудиторной работы, из них 4 – лекции, 10 – семинары, 60 часов – самостоятельной работы. Форма аттестации – зачет.

Изучение дисциплины начинается с лекционного занятия, целью которого является общая ориентировка в осваиваемом содержании. В современных условиях имеется достаточное количество источников информации, позволяющих студентам самостоятельно работать с изучаемым теоретическим содержанием. Лекционное занятие способствует выстраиванию системного видения рассматриваемой проблемы, ориентации в существующих проблемах, авторских позициях и текстах для самостоятельной проработки. Основные вопросы, рассматриваемые на лекционном занятии:

- Понятие о психолого-педагогическом взаимодействии (ППВ) участников образовательного процесса;

- Условия и критерии эффективности ППВ;

- Нормативно-правовое основание эффективного ППВ (№273-ФЗ, ФГОС общего образования, профстандарт педагога-психолога).

Вторая часть лекционного занятия (24.10.2015) была посвящена просмотру мастер-класса педагога-психолога ГБОУ «Школа №1420», победителя профессионального конкурса «Психолог года Москвы-2015», Кузнецовой А.А. Итоги выполнения работы будут озвучены на семинарском занятии.

2 занятие (21 или 28.11.2015) – будет посвящено анализу роли педагога и педагога-психолога в создании психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования. В начале занятия будет проходить самостоятельная работа по теме «Нормативно-этические основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Задания для подготовки с с/р и семинарскому занятию описаны в Приложении 1.

Система оценивания результативности изучения дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» - система накопления баллов. За время изучения дисциплины студентам будет предложено принять участие в 3-х заданиях, каждое из которых оценивается максимально в 10 баллов (в зависимости от качества работы).

Варианты зачета (итоговой аттестации по дисциплине):

1.Если студент набирает во время аудиторных занятий 21 и более баллов (более 70%) – он получает досрочный зачет.

2. Если в силу каких-то причин студент не может посещать занятия – можно выполнить любое из заданий (или несколько), представленных в Приложении 2 таким образом, чтобы сумма баллов в итоге не менее 21. Все работы необходимо выслать на адрес [email protected] до 05 декабря 2015 года.

Проверка работ будет проходить в период с 07 по 11 декабря, 12.12.2015 на почту группы будет отправлена информация о студентах, получивших зачет досрочно.

ВСЕ РАБОТЫ ПРОВЕРЯЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ НА АНТИПЛАГИАТ И ПРОПУСКАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ СРАВНЕНИЯ ФАЙЛОВ С ДРУГИМИ РАБОТАМИ СТУДЕНТОВ. Идентичные по содержанию работы не рассматриваются и автоматически оцениваются в 0 баллов.

Выполняя работы во время подготовки к семинару или самостоятельные виды работ, необходимо указывать ссылки на литературные источники в соответствии с правилами библиографического описания и требованиями к научным публикациям (Приложение 3).

3. Студент, не принявший участие в аудиторных занятиях или получивший во время занятий менее 21 баллов, приглашается на зачет (дата будет объявлена позже). Вопросы для подготовки к зачету указаны в Приложении 4.

Рекомендованная литература для подготовки к зачету и семинарским занятиям указана в Приложении 1 (графа «Рекомендованная литература) и в Приложении 2 (рекомендованная литература для подготовки работы). Также рекомендуются:

Периодические издания

1. Актуальные проблемы психологического знания. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mpsu.ru/mag_problemy (дата обращения: 23.12.2014).

2. Вестник практической психологии образования. [Электронный ресурс] / Psyjournals. – URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ (дата обращения: 23.12.2014).

3. Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 23.12.2014).

4. Психологическая наука и образование. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/index.shtml (дата обращения: 23.12.2014).

Интернет-ресурсы

1. Psyjournals.ru [Электронный ресурс] : Портал психологических изданий. – URL: http://psyjournals.ru/ (дата обращения: 23.12.2014).

2. Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/ (дата обращения: 23.12.2014).

3. Агентство психологических новостей [Электронный ресурс]. – URL: http://psypress.ru/ (дата обращения: 23.12.2014).

4. Мир психологии [Электронный ресурс] : Научно-популярный информационно-психологический портал. – URL: http://psychology.net.ru (дата обращения: 23.12.2014).

5. Психология в Интернете (МГУ) [Электронный ресурс] / Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. – URL:
http://www.psy.msu.ru/links (дата обращения: 23.12.2014).

6. Детская психология [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. – URL: http://www.childpsy.ru (дата обращения: 23.12.2014).

7. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 23.12.2014).

8. Профессиональный стандарт [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469/home (дата обращения: 23.12.2014).

9. Российское образование[Электронный ресурс] : Федеральный портал. – URL: http://www.edu.ru (дата обращения 23.12.2014).

10. Мониторинг реализации Национальной стратегии в интересах детей на 2012–2017 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://мониторингнсид.рф (дата обращения: 23.12.2014).

11. Судебно-Правовая Реформа [Электронный ресурс] : Общественный центр. – URL: http://sprc.ru (дата обращения: 23.12.2014).

12. Школьный психолог [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». – URL: http://psy.1september.ru (дата обращения: 23.12.2014).

Приложение 1

Содержание аудиторных занятий дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

Занятие Тема, содержание Домашнее задание Рекомендуемая литература
Лекция «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» Мастер-класс «Педагогический клуб» Рефлексивное задание (10 баллов)    
2.1с/р «Нормативно-этические основание психологического сопровождения ООП» (25 мин в начале занятия)   2.1. Подготовка к с/р «Нормативно-этические основание психологического сопровождения ООП»: - Ознакомиться с содержанием ФГОС НОО, ООО или СПОО - Название и основное содержание 4-х разделов ФГОС - Результаты освоения ООП общего образования: 3 вида, определение видов, связь с УУД – Название и основные цели программ содержательного раздела ООП (НОО – 5 программ, ООО или СПОО – 4 программы) - Психолого-педагогические условия реализации ФГОС (НОО - п.28, ООО, СПОО – п.25) - Ознакомится с содержанием Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования Во время самостоятельной работы возможно пользоваться рабочей тетрадью. Использование электронных ресурсов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ Самостоятельная работа оценивается в 10 баллов (максимум) 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 5. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003г) 6. Национальная стратегия в интересах детей (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)   7.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (Указ Президента РФ от 04 февраля 2010 г. № 271-Пр) 8.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ)
  2.2.Семинар «Роль педагогических работников в создании психолого-педагогических условий реализации ФГОС   Во время занятия нужно будет создать определенное кол-во групп: - группы 3.1, 3.2, 3.3 – 6 групп по 3-5 человек; - группа 4 – 4 группы по 4-5 человек (если на занятии будут все 22 человека – просьба создать 5 групп); - группы 5,6 – 2 группы, по 4-5 человек. Группы можно создать до начала занятия! Каждая группа будет выполнять определенное задание, которое потом нужно будет представить всей группе. Если есть возможность использовать ноутбук для создания презентации к выступлению – просьба использовать эту возможность (в этом случае необходимо принести 1 ноутбук на 1 рабочую группу).   Для подготовки к семинару КАЖДОМУ СТУДЕНТУ необходимо ответить на следующие вопросы, дать определения понятия (ответы желательно зафиксировать в рабочей тетради или иметь в электронном варианте, вы сможете ими воспользоваться во время групповой работы): 1. Преемственность содержания и форм образовательного процесса.   2. Специфика возрастного психофизического развития обучающихся. 3. Психологическое здоровья. 4. Ценность здоровья и безопасного образа жизни. 5. Дифференциация обучения. 6. Индивидуализация обучения. 7. Компетентность, компетенции, психолого-педагогическая компетентность, психологическая культура. 8. Ученическое самоуправление, детское объединение. 9. Формы психолого-педагогического сопровождения (дать определение каждой из 7 форм). Обратите внимание, что каждая форма может быть реализована как педагогом, так и психологом! Поэтому переподготовке данного вопроса нужно дать определения формам с точки зрения компетенций каждого участника образовательного процесса, реализующего данную форму (психологическое консультирование и педагогическое консультирование, психологическая диагностика и педагогическая диагностика и т.д.)   ВНИМАНИЕ! Вопросы для группы №4 (дошкольники). 1. Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) 2. Структура образовательной программы дошкольного образования (образовательные области, направленность каждой области, ФГОС ДО) 3. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). 4. Требования к результатам освоения ООП ДО (целевые ориентиры дошкольного образования) 5. Специфика возрастного психофизического развития детей дошкольного возраста. 6. Преемственность содержания и форм образовательного процесса. 7. Психологическое здоровья. 8. Компетентность, компетенции, психолого-педагогическая компетентность, психологическая культура. 9. Формы психолого-педагогического сопровождения (дать определение каждой из 7 форм). (психологическое консультирование и педагогическое консультирование, психологическая диагностика и педагогическая диагностика и т.д.)   Выступление каждой группы и содержание выполненной работы оценивается до 10 баллов. Во время занятия у каждого студента есть возможность заработать до 5 дополнительных баллов. 1.Приказ Департамента образования города Москвы от 14.05.2003 N 553 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы».   2.Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с. – (Практическая психология).   3.Обухов, А.С. Введение в профессию : психолог образования [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Обухов, А.М. Федосеева, Э. Байфорд ; под общ. ред.А.С. Обухова. – М : Издательство Юрайт, 2014. – 522 с. – (Бакалавриат. Академический курс) (раздел 2.3)   4. Обухов, А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.С. Обухова. – М : Издательство Юрайт, 2015. – 422 с. – (Бакалавриат. Академический курс) (раздел 6) К издательству Юрайт есть доступ через систему электронной библиотеки МГППУ. Последний источник (№4) – одна из основных книг для понимания дисциплины, рекомендую всем с ней ознакомиться в течение этого семестра. Для группы №4: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)  

Приложение 2

Дополнительные задания по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

Все задания выполняются ИНДИВИДУАЛЬНО

  «Стоимость» в баллах (максимально)
Эссе
Решение кейсовой ситуации

Студент самостоятельно выбирает работы, которые планирует выбрать. Ниже требования к оформлению работ, темы каждой категории, рекомендуемая литература. Студент может выбрать любое сочетание работ (эссе+кейс; кейс+кейс; эссе+эссе).

Требование к оформлению письма с зачетной работой:

Письмо должно содержать файл с указанием вида работы, фамилией с инициалами и номер группы, например:Эссе_ИвановСП_2.1_заоч

Письмо нужно выслать до 05 декабря 2015 года на электронный адрес преподавателя [email protected]

ВСЕ РАБОТЫ ПРОВЕРЯЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ НА АНТИПЛАГИАТ И ПРОПУСКАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ СРАВНЕНИЯ ФАЙЛОВ С ДРУГИМИ РАБОТАМИ СТУДЕНТОВ. Идентичные по содержанию работы не рассматриваются и автоматически оцениваются в 0 баллов.

  1. Категория «Эссе»

Темы эссе (на выбор студентов):

1.Деятельность педагога - психолога, направленная на соблюдение Конвенции о правах ребенка.

2. Отношения в сфере образования – предмет регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).

3. Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу-психологу для реализации профессионального стандарта.

4. «Пропил ли глобус географ?» (эссе-рецензия на роман А. Иванова «Географ глобус пропил»

Требования к оформлению работы:

1) Документ должен быть выполнен в формате MS Word, сохранен под ВАШЕЙ фамилией с инициалами, с указанием группы: Эссе_ИвановСП_2.1_заоч

2) Шрифт Times New Roman, кегль 12 и межстрочный интервал 1,0. Поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое и правое — 24 мм.

3) Объем эссе не более 3 страниц.

4) Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и требованиями к научным публикациям (Приложение 3). В библиографии допускается использование не более трех источников с условием наличия ссылок на них в тексте эссе.

5) Эссе должно быть отредактировано с учетом правил русского языка.

Оформление эссе:

Тема

Иванов С.П.

ГБОУ ВПО МГППУ, группа …..

Наши рекомендации