Организация дифференцированной работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения
1. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой максимально учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. В переводе с латинского слово «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
В настоящее время в педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации. На уроках литературного чтения (классного и внеклассного) дифференцированные задания могут предлагаться учащимся на различных этапах работы над литературным произведением: во время подготовки детей к чтению текста, в ходе анализа фактического или конкретного содержания произведения, на этапе анализа эмоционально-образного содержания текста, этапе обобщения прочитанного, во время работы над развитием у детей умения выразительно читать текст или его отрывок. Продумывая домашнее задание, педагог должен понимать, что учащимся, имеющим разный уровень сформированности навыка чтения и разный читательский опыт, для самостоятельной работы дома необходимы задания, соответствующие уровню их развития.
Различают три уровня дифференциации- высокий, средний и низкий. Данная дифференциация может осуществляться по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени творчества, степени познавательной активности и др. Предлагая детям задания для дифференцированной работы, педагог должен помнить, что деление класса на группы должно быть негласно и условно. Состав групп не может быть постоянным, потому что ребёнок, достигший определённых успехов в чтении, должен быть переведён в другую группу.
Учащиеся с низким уровнем обучаемости могут усваивать материал урока только после многократных упражнений (повторения) и не всегда в полном объёме. Они затрудняются самостоятельно выполнить задание даже после общей тренировочной работы совсем классом; могут выполнять только задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за
более длительное время, чем основная часть учеников класса.
Учащиеся со средним уровнем обучаемости могут выполнить любое задание не сразу, а после небольшой тренировочной работы. Для них следует предлагать задания репродуктивно-конструктивного характера. Овладев знаниями, они могут переносить их в новые условия, но для успешного усвоения знаний этим детям требуется больше времени, чем учащимся с высоким уровнем развития.
Учащиеся с высоким уровнем обучаемости свободно усваивают учебный материал. Они способны работать на уроке самостоятельно, легко переносят имеющиеся знания в незнакомую ситуацию, им предлагаются задания исследовательского и творческого характера. Такие учащиеся достигают высокого уровня знаний за достаточно короткий промежуток времени.
Дифференцированные задания на уроках литературного чтения отличаются по своей сложности и продуктивности.
Это:
· целостное изучение основного произведения на уроке всем классом, затем его детализация и конкретизация по частям для детей с более низким уровнем развития; учащиеся среднего и высокого уровня развития получают задания для самостоятельной групповой работы;
· многократное повторение нового материала, перечитывание текста и его отрывков с различными заданиями в течение урока (для детей с плохой памятью, имеющих малый читательский опыт);
· дифференцированная работа с дополнительной литературой - словарями, энциклопедиями, справочниками, дополнительными текстами для чтения, напечатанными на карточках или в дополнительных пособиях для чтения (например, в ходе изучения научно познавательной литературы, на уроках внеклассного чтения, посвящённых знакомству учащихся с детскими газетами и журналами - детской периодикой);
· дифференцированные задания с учётом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения;
· дифференцированная самостоятельная работа детей на уроке (по интересам, по уровню сложности, продуктивности - с использованием карточек с заданиями различной степени сложности; по образцу работы, показанной учителем или учеником у доски; с комментированным управлением способом выполнения задания; Индивидуально, в паре или группе; полностью самостоятельная работа детей без чьей-либо помощи с самостоятельным выбором способа выполнения задания);
· дозированная помощь ученику или группе (устная помощь педагога, предложение алгоритма выполнения задания или инструкции (памятки) по его выполнению);
· постепенное усложнение типов заданий (работа может проводиться по карточкам): по образцу учителя (задания репродуктивного характера); упражнения, рассчитанные на репродуктивно-поисковую деятельность; упражнения исследовательского характера;
творческие задания;
· дифференцированный контроль за усвоением детьми учебного материала (разно уровневые задания, задания с выбором, индивидуализация критериев оценки);
· дифференциация и индивидуализация домашних заданий (по объёму, сложности или творческой направленности
Педагогические условия успешной дифференциации:
частое переключение учащихся с дифференцированной формы работы на коллективную дифференцированная деятельность (весь урок не может быть дифференцированным!)
необходимосоздание на уроке ситуации для самостоятельного выбора учащимися заданий различной сложности;
дифференциация - не основная форма, а в начальной школе, она включается в учебный процесс для повышения его эффективности только на отдельных этапах урока;
Должен быть
-скрытый характер дифференциации;
-сдержанность учителя в похвале сильных учеников и постоянное поощрение слабых.
Дифференциация по характеру мыслительной деятельности
Для учащихся с низким уровнем обучаемости рекомендуется подбирать задания репродуктивного характера. Подобные задания могут быть направлены на формирование (совершенствование) навыка чтения детей, анализ фактического или конкретного содержания произведения. Предлагая детям задания, направленные на совершенствование навыка чтения, имеет смысл чётко сформулировать для учащихся целевую установку для чтения в зависимости от того, над каким качеством чтения требуется поработать ребёнку.