Определение понятий «семья» и «несовершеннолетний». Соотношение понятий «ребенок» и «несовершеннолетний»
Глава 1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.
Определение понятий «семья» и «несовершеннолетний». Соотношение понятий «ребенок» и «несовершеннолетний».
Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать значение основных понятий рассматриваемой группы преступлений, а именно (как вытекает из заглавия) такими категориями являются «семья» и «несовершеннолетний».
Современное понятие «семья» по объективным причинам лучше всего разъясняется в Семейном кодексе, но законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенную важность проводится через абсолютно все положение СК РФ. В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. Из кодекса мы узнаем, что семья в РФ находиться под защитой государства, и не только, а также материнство, отцовство и детство. Началом семьи является брак. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. [1].
Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: "Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения." (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979).
Близкое определение содержится в Энциклопедическом социологическом словаре: "Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью". (Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН,1995, сс. 663-665).
До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и пр.
С учетом современных реалий в развитии института семьи английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка (Цит. по Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: АСТ, 1998, с. 162).
Подход Гидденса отражает многообразие существующих жизненных укладов и одновременно порождает вопрос о том, какие уклады могут быть отнесены к "настоящим семьям". Этот вопрос наиболее актуален в проведении государственной семейной политики. Тенденция последних двух десятилетий состоит в том, что государство постепенно расширяет социальные гарантии в отношении незарегистрированных супругов и их детей.
Примечательная особенность последних лет – разделение родительства и супружества. В настоящее время единое представление о семье вообще все более размывается. Взамен формируются различные концепции семьи, отвечающие потребностям конкретной практики (в частности, при научном обосновании социальной политики в отношении семьи, социальной работы и проведении эмпирических исследований).
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства.
Собственно, это закрепляет и Российский основной закон - в ч.2 ст.7 Конституции РФ[4] закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». «Детство» здесь можно смело отождествлять с понятием «несовершеннолетие», и чем мы скажем чуть ниже.
Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов семьи, матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, и, безусловно - уголовном.
Термин «ребенок» (читай – «несовершеннолетний») означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103). Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка[5], «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».
Как видно, гражданское, семейное и уголовное законодательство определяют единый возрастной критерий самостоятельности, дееспособности, возраста, с которого лицо несет ответственность за свои противоправные действия и бездействия. Так, статья 60 Конституции Российской Федерации[6] закрепляет, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Гражданский кодекс РФ также связывают наступление дееспособности с достижением возраста 18 лет закрепляя: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГК РФ).
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[7] (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г.) несовершеннолетний определен как лицо, которое не достигло возрасти восемнадцати лет.
Уголовное право рассматривает несовершеннолетнего гражданина с двух позиций, а именно:
1) в вопросах совершения преступления и назначения наказания (глава 14 УК РФ) несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет (ч.1 ст.87 УК РФ). Более расплывчатое определение несовершеннолетнего дается в т.н. международных «Пекинских правилах»[8] - правило 2.2. гласит: несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому. Согласно правилам, возрастные пределы будут зависеть и будут прямо поставлены в зависимость от положений каждой правовой системы, тем самым полностью учитывая экономические, социальные, политические, культурные и правовые системы государств-членов. Поэтому понятие «несовершеннолетний» охватывает широкий возрастной диапазон от 7 до 18 лет или старше. Столь широкий диапазон представляется неизбежным ввиду многообразия национальных правовых систем и не умаляет значения настоящих Минимальных стандартных правил.
Минимальные пределы возраста уголовной ответственности различны и определяются в зависимости от исторических и культурных особенностей той или иной страны. Так до революции в России несовершеннолетним считался молодой человек до достижения возраста 21 год. Во многих зарубежных странах и сейчас действует именно такой возрастной критерий совершеннолетия[9]. И здесь необходимо подчеркнуть, что установление пределов возраста уголовной ответственности – является легальным критерием определения способности ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические аспекты, то есть в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его или ее восприятия и понимания, к ответственности за явно антиобщественное поведение.
2) если же несовершеннолетний – потерпевший, то его возраст ограничивается восемнадцатью годами без нижней возрастной планки, т.е. с рождения. Именно в этом понимании мы и будем рассматривать несовершеннолетних в нашей работе.