Совершенствование профессиональных навыков
Кроме знаний в процессе СБП непрерывно совершенствуются профессиональные навыки. Навык — автоматизированный способ выполнения какого-то действия, многократно выполнявшегося стандартно в стандартных условиях и обеспечивающий его высокую эффективность. Свойства навыков: энергичность действий, скорость, точность, экономичность (выполнение при минимальных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике выполнения действий), стереотипность (склонность к одинаковому выполнению при повторениях), консервативность (трудность изменения способа выполнения), надежность (повышенная неразрушаемость при перерывах в практике выполнения действий, при помехах, отрицательном психическом состояниям), высокая успешность, Ценность навыков в том, что они освобождают сознание человека от «черновой работы», т.е. от припоминания разных знаний, инструкций, советов, рекомендаций и размышлений по поводу того, что и как делать, от сознательного управления движениями рук и ног и контроля над ними. Поэтому они и позволяют автоматизировано, машинально выполнять стандартные действия и поэтому одновременно внимательно наблюдать обстановку, думать, решать. Навыки обеспечивают успешные действия при волнении, усталости, в трудных обстоятельствах.
Для формирования и совершенствования навыков необходимо:
• использовать игровые методы, упражнения, моделирование ситуаций;
• простые навыки отрабатывать сразу целиком, а сложные, состоящие из многих операций, — по комплексной системе: предварять отработкой наиболее трудных операций, сочетать выполнение действия в целом с упражнениями по отдельным операциям, если они выполняются с повторяющимися ошибками;
• учитывать психофизиологические особенности разных навыков — сенсорных (слуховых, зрительного рассматривания и наблюдения, обоняния, осязания и т.п.), умственных, двигательных и смешанных. Подбирать упражнения, активизирующие особенности психофизиологического механизма, отрабатываемого в данный момент навыка;
• проводить отработку в три этапа: аналитико-синтетический (усвоения структуры навыка, т.е. что, как, в какой последовательности и почему надо делать), автоматизации и надежности. Соответственно выполняются и упражнения на: правильность, скорость, гибкость и устойчивость (частота, быстрота, усложнение условий, имитация помех и противодействия);
• последовательно наращивать трудности условий выполнения действий с учетом индивидуально достигнутых сотрудником результатов, приближая их к реальным, служебно-боевым, учитывать, что в реальной обстановке навык сотрудника проявится успешно только в тех условиях, в которых он отрабатывался при выполнении учебных упражнений. Если реальные условия окажутся сложнее, качество действий резко снизится;
• постоянно поддерживать активность мышления, отчетливым пониманием обучающегося того, что, как, в какой последовательности и почему надо делать, анализом результатов упражнений, пониманием причин ошибок и способов их устранения;
• использовать комплекс методов — разъяснение, показ, наблюдение группы за действиями выполняющего упражнения, разбор результатов.
Навыки каждого сотрудника должны доводиться до такой степени совершенства, чтобы при любых трудностях, помехах и противодействии он действовал уверенно, решительно, не снижая качество действий и сохраняя полное самообладание.
Формирование и совершенствование профессиональных умений — еще одна психолого-педагогическая задача СБП. Умение — освоенный сотрудником комплексный способ осознанного на основе знаний и опыта гибкого и успешного выполнения профессионального действия в нестандартных, необычных и разнообразных ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно, при активном участии мышления, с привлечением к размышлениям имеющихся знаний, с постоянным умственным контролем и оценкой происходящего в данной ситуации. В нем активны элементы творчества, отыскания наилучшего способа гибкого приспособления действий к специфике данной ситуации. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, отвечающая обстановке гибкость, достаточная скорость выполнения, успешность, надежность как устойчивость к трудностям, особенностям разных ситуаций, неожиданному и необычному в них.
Есть простые и сложные умения. Простым называют умение сделать что-то на основе знания. Описанный выше первый этап формирования навыка — пример простого умения. Но подлинный профессионализм сотрудника ОВД связан со сложными умениями. К ним, к примеру, относятся: умение водить автомашину, проводить анализ и оценку обстановки, разведывательный опрос, действовать приемами личного сыска, осуществлять оперативные комбинации, задержание и доставление задержанного, освобождать заложников и др. Эти действия никогда не автоматизируются. Каждый раз надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. В органах внутренних дел нередко молодые сотрудники, а порой и старослужащие не обладают должными профессиональными умениями. При наблюдении такого в конкретном ОВД задача СБП состоит не только в совершенствовании, но и в формировании важнейших профессиональных умений.
Общая методика формирования умений имеет сходство с описанной в навыках, но и отличается от них:
• по своей структуре большинство умений сложнее навыков. Алгоритм умений — гибкий: действия и операции могут выполняться иначе, может меняться их последовательность, какие-то элементы выпадать, какие-то, напротив, включаться. Поэтому особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий (что, как, в какой последовательности и почему надо делать и менять по обстановке);
• на аналитико-синтетическом этапе по необходимости отрабатываются некоторые операции и приемы, входящие в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка);
• этапа автоматизации для умения не существует; вместо него выступает этап выполнения действий в «штатных» — наиболее вероятных (трех—семи) — ситуациях;
• на завершающем этапе гибкости и надежности условия выполнения действия все больше разнообразятся. Обучающихся учат решать одну и ту же задачу в комплексно меняющихся условиях, при резких переменах, при возникновении условий, в которых ранее учиться и действовать не приходилось. Предъявляются требования не допускать растерянности, действовать самостоятельно, творчески, обдуманно и предусмотрительно, выбирать лучший вариант действий из нескольких возможных.