Перечень средств, методов обучения и способов учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тем дисциплины
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Педагогическую технологию (ПТ) можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Проектирование учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Методы обучения и их классификация.Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
• лекция;
• беседа;
• рассказ;
• инструктаж;
• демонстрация;
• упражнения;
• решение задач;
• работа с книгой;
• по источнику получения знаний:
• словесные;
• наглядные:
• демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
• использование технических средств;
• просмотр кино- и телепрограмм;
• практические:
• практические задания;
• тренинги;
• деловые игры;
• анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский;
• по логичности подхода:
• индуктивный;
• дедуктивный;
• аналитический;
• синтетический.
К этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Успех обучения зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, поэтому характер деятельности, степень самостоятельности и творчества служат важным критерием выбора метода. В этой классификации выделим пять методов обучения:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• метод проблемного изложения;
• частично-поисковый, или эвристический;
• исследовательский.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Приемы и средства обучения. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К педагогическим средствам относятся:
• учебно-лабораторное оборудование;
• учебно-производственное оборудование;
• дидактическая техника;
• учебно-наглядные пособия;
• технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
• компьютерные классы;
• организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Основные формы педагогического общения. На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются:
• монолог;
• диалог;
• дискуссия;
• полилог.
Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
• внутренний;
• внешний.
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
• выбор решения из альтернатив;
• разрешение проблемных ситуаций;
• поиск суждений относительно определенного факта или явления;
• решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
• выдвижение гипотез и предположений.
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
• вопросительный образ общения;
• обмен мнениями, идеями, позициями;
• дискуссии;
• коллективная генерация идей;
• оппонирование идей, предложений, доказательств;
• полифункциональный анализ идей и гипотез;
• творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
• противоречивость;
• возможность оценки;
• вопросительность;
• возможность выразить свою точку зрения.
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Такая форма обсуждения перед слушателями представляет собой диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.
Полилогпредставляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.