Ш. А. Амонашвили. В школу - с шести лет

Педагогический поиск

Данное издание - своеобразная антология передового опыта педагогов, книги которых были опубликованы в издательстве 'Педагогика' в 1979 - 1986 гг. (Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой, А. Б. Резника, И. П. Иванова, Е. Ю. Сазонова, А. А. Дубровского) и получили признание широкой общественности. Предназначена для учителей.

  • О книге
  • Предисловие. В творческом поиске
  • Ш. А. Амонашвили. В школу - с шести лет
  • С. Н. Лысенкова. Когда легко учиться
  • И. П. Волков. Учим творчеству
  • В. Ф. Шаталов. Учить всех, учить каждого
  • Е. Н. Ильин. Искусство общения
  • Т. И. Гончарова. Уроки истории - уроки жизни
  • А. Б. Резник. Гражданское становление школьников
  • И. П. Иванов. Воспитывать коллективистов
  • Е. Ю. Сазонов. Город мастеров
  • А. А. Дубровский. "Жемчужина России"
  • Издательство "Педагогика" - учителю. Рекомендуемая литература

О книге

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Ш. А. Амонашвили. В школу - с шести лет - student2.ru

Москва

"Педагогика"

ББК 74.03

П 24

Рецензент

кандидат педагогических наук, директор средней школы № 178 г. Горького А.К. Волков

Предисловие М. Я. Скаткина

Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - M.: П24 Педагогика, 1987. - 544 с.

Пер. 1 р. 30 коп.

Данное издание - своеобразная антология передового опыта педагогов, книги которых были опубликованы в издательстве "Педагогика" в 1979 - 1986 гг. (Ш. Л. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой, А. Б. Резника, И. П. Иванова. Е. Ю. Сазонова, А. А. Дубровского) и получили признание широкой общественности.

Для учителей.

ББК 74.03

П 4306000000-075 46-87
 
005(01)-87

© Издательство "Педагогика", 1987

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ

Педагогический поиск

Составитель Ирина Николаевна Баженова

Зав. редакцией Л. И. Коровкина

Редактор И. Н. Баженова

Художественный редактор Е. В. Гаврилин

Технические редакторы Е. А. Чулкова, Т. Е. Морозова

Корректоры В. С. Антонова, В. Н. Рейбекель

ИБ № 1130

Сдано в набор 16.02.87. Подписано в печать 06.07.87. Формат 84Xl08 1/32 - Бумага кн.-журн. Печать высокая. Гарнитура летературн. Усл. печ. л. 28,56. Уч.-изд. л. 32,05. Усл. кр.-отт. 29,82. Тираж 100 000 экз. Зак. № 917. Цена 1 р. 30 к.

Издательство "Педагогика" Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

107847, Москва, Лефортовский пер., 8

Набрано в Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО "Первая Образцовая типография" имени А. А. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

113054, Москва, Валовая, 28 Отпечатано с матриц во Владимирской типографии "Союз полиграфпрома" при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.

Предисловие. В творческом поиске

Среди адресованных учителю книг единственной в своем роде является серия "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки", которую с 1979 г. выпускает издательство "Педагогика". У меня сохранилось чувство глубокой признательности издателям за выпуск книги В. Ф. Шаталова "Куда и как исчезли тройки", и я полностью разделяю мнение академика АПН СССР В. В. Давыдова, который в предисловии к этой книге писал, что в ряду многочисленных достижений педагогического опыта, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, "заметно выделяется имя донецкого учителя Виктора Федоровича Шаталова, гражданское и профессиональное мужество которого состоит в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К этим вопросам относится ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности и т. д.".

Выход в свет книги В. Ф. Шаталова вызвал большой интерес у читательской общественности. Появилось немало публикаций в центральной печати, возбудивших довольно острую дискуссию: последователи известного учителя предлагали повсеместно распространять его опыт, другая часть читателей призывала к более осторожному подходу, третьи же, как говорится, с порога отвергали идеи Шаталова... Но, как показало время, дискуссия не только не смутила издательство, а еще больше укрепила в мысли о необходимости выпуска таких книг, и жизнь серии продолжалась. Пример серии "Педагогический поиск..." мне представляется убедительным свидетельством понимания издательством своего предназначения: оно должно быть прежде всего выразителем государственных, народных интересов в споре с ведомственной ограниченностью, косностью. Это особенно важно, просто необходимо в условиях перестройки нашего общества, когда ведется непримиримая борьба с благодушием, самоуспокоенностью и формализмом.

Сейчас вышло в свет 35 названий общим тиражом 2,5 млн. экземпляров, и теперь наглядно видно, что есть определенные критерии, которыми руководствовалось издательство, выбирая авторов и адреса передового опыта. Главное - это обобщение, раскрытие и анализ опыта многих мастеров педагогического труда, народных и заслуженных учителей страны, людей, стоящих на позициях прогрессивной, современной педагогики, обогащающих практику и науку новыми выводами и положениями, прокладывающих дорогу новым подходам и концепциям. Думаю, что вполне правомерно основными критериями при подготовке книг были новизна идей, форм, методов работы учителя или педагогического коллектива; эффективность опыта (подтверждение положительными результатами в течение ряда лет); возможность творческого применения данного опыта другими учителями и коллективами, естественно в зависимости от их индивидуальных, личностных качеств, от условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Наверное, не секрет, что учителя сразу заметили существенную особенность книг серии "Педагогический поиск..."* - они развивают педагогическое мышление, пробуждают творческую жилку, подталкивают читателя к самостоятельному поиску лучших форм воспитания и обучения. Важную роль в этом играют и вступительные статьи к каждой книге, написанные видными учеными-педагогами. На мой взгляд, издателями предъявляются серьезные требования и к форме книги - стилю, языку, яркости и убедительности примеров: авторы, как правило, ориентируются на классиков педагогики, которые писали языком, понятным если не всем, то подавляющему большинству читателей.

*(Список книг см. в приложении (первоначально серия называлась "Передовой педагогический опыт"), - Ред.)

Сегодня ясна и стратегия издательской политики: книги в серии "Педагогический поиск..." группируются по трем направлениям.

Во-первых, это раскрытие опыта педагогических коллективов, добившихся серьезных успехов в постановке дела обучения и воспитания. Назову хотя бы несколько изданий: В. Я. Ермолаев "Школа Кобахидзе" - об опыте работы школы № 77 г, Тбилиси, ее директора, народного учителя СССР; книга того же автора "Моя рабочая академия" рассказывает о подготовке рабочей смены в среднем профтехучилище № 1 при Московском автозаводе им. И. А. Лихачева; С. А. Дзенушкайте "Наш дом: Из опыта воспитательной работы Куршенайского детского дома Литовской ССР"; книга О. Газмана и В. Матвеева "Педагогика в пионерском лагере" раскрывает многообразие форм и методов воспитания в детском коллективе. В плане выпуска 1987 г.- книга члена-корреспондента АПН СССР, директора Мятлевской средней школы Калужской области А. Ф. Иванова "Сельская школа", в 1988 г, выйдет книга "Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пединститута".

Второе направление - обобщение регионального (конкретного города, области, республики) педагогического опыта в определенной сфере воспитания и обучения. Например, книга Н. Н. Чистякова, Т. А. Буяновой, Н. Э. Касаткиной "Профессиональная ориентация в УПК" рассказывает об опыте подготовки рабочих кадров в Кемеровской области, раскрывает формы взаимосвязи УПК со школой, предприятием, семьей. И еще книги: А. Я. Каруле "Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР", В. Б. Стрельцова "Наш друг - природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы" и др.

Наконец, третье направление - книги самих учителей-новаторов, которые делятся опытом работы, размышляют, спорят, доказывают, как бы вводят читателей в свою творческую лабораторию, которая сегодня привлекает внимание многих коллег-учителей. Ведь сколько дней и бессонных ночей отдано новаторами для того, чтобы каждому из них удалось создать свою систему обучения и воспитания, дающую нередко удивительные результаты в педагогической практике учителя!

Наряду с книгами В. ф. Шаталова издательство "Педагогика" выпустило работы других учителей-новаторов. Их имена сегодня в центре внимания нашего общества, чему в немалой степени способствовали средства массовой информации и пропаганды, особенно телевидение. Это книги Игоря Павловича Волкова "Учим творчеству: Из опыта работы учителя школы № 2 г. Реутова Московской области" и Евгения Николаевича Ильина "Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда"; Софьи Николаевны Лысенковой, чья книга "Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы" уже вышла двумя изданиями (в 1981 и 1985 гг.) общим тиражом 250 тыс. экземпляров, и Татьяны Ивановны Гончаровой "Уроки истории - уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда".

Очевидно, что выпуск серии "Педагогический поиск..." благотворно повлиял на развитие творческой атмосферы в самом издательстве, и в результате появились новые формы пропаганды достижений лучших учителей страны. Так, в 1981 г. впервые был подготовлен сборник художественно-документальных очерков "Народный учитель СССР", посвященный первым семи учителям, которым было присвоено это высокое звание. Вторая книга - "Народный учитель СССР" - издана в 1985 г. с предисловием Сергея Георгиевича Щербакова, министра просвещения СССР. В сборник вошли документально-художественные очерки о 21 народном учителе СССР. Если заглянуть в издательские планы, то обнаружим определенную последовательность: в текущей пятилетке будут подготовлены отдельные книги об опыте ряда героев вышеназванного сборника в серии "Педагогический поиск...", в частности в 1988г. предполагается выпустить книги о народных учителях СССР Александре Антоновиче Захаренко, директоре Сахновской средней школы, и Загиде Гамиловиче Шоюбове, директоре Халданской средней школы из Азербайджана.

Издательство и сегодня, в период перестройки нашей школы, настойчиво и целеустремленно работает над подготовкой книг, призванных познакомить с опытом и находками неординарно работающих учителей-исследователей. Мне думается, что не только я, но и многие с большим интересом прочли выпущенную "Педагогикой" в 1986 г. книгу Михаила Петровича Щетинина "Объять необъятное". Хотя, на мой взгляд, пока еще трудно говорить о целостной системе М. П. Щетинина в обучении и воспитании школьников (вероятно, потому и дан подзаголовок "Записки педагога"), но радостно видеть, что издательство верно своим традициям - поддерживать людей ищущих, отдающих свои знания и чувства, ум и сердце делу воспитания подрастающего поколения.

Наверное, было бы несправедливо умолчать еще об одной серии издательства "Педагогика" - "Воспитание и обучение. Библиотека учителя". Здесь обычно публикуются в известной степени уже устоявшиеся рекомендации и методики для учителей. Примером тому могут служить книги Н. Е. Щурковой "Вы стали классным руководителем" (опытный учитель излагает основы организации работы классного руководителя); Л. С. Айзермана "Сочинение о сочинениях" (автор делится своей методикой работы с учащимися на уроках литературы).

Насколько мне известно, в ходе обсуждения планов освещения реформы школы в издательстве родилась идея создать своеобразную антологию педагогического поиска, который ведут учителя-новаторы. Тогда и началась подготовка книги "Педагогический поиск", которую вы, дорогие читатели, держите в руках и куда вошли главные мысли, наиболее важные материалы из книг серии, пользующихся наибольшей популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Не случайно, например, книга В. Ф. Шаталова уже переведена в Венгрии, Китае, отрывки из нее опубликованы в болгарском журнале "Народна просвета".

Каждый из авторов представляемой мною книги - человек интенсивной мысли и жизни, каждый разработал свою оригинальную методику, позволяющую существенно повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Опыт учителей-новаторов - открытая, постоянно совершенствующаяся система, опирающаяся на достижения психолого-педагогической науки и школьной практики, творчески развивающая идеи классической и советской педагогики.

В сборник в сжатом, концентрированном виде включены материалы из ранее опубликованных книг В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. П. Волкова, И. П. Иванова, А. Б. Резника, Т. И. Гончаровой, А. А. Дубровского, Е. Н. Ильина, Е. Ю. Сазонова. Каждый из них - талантливый педагог, каждый добился высоких практических результатов, внес свой вклад в педагогическую науку.

Так, Ш. А. Амонашвили научно обоснованы и проверены в школьной практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности младших школьников и гуманизации знаний.

Московская учительница, заслуженный учитель школы РСФСР С. Н. Лысенкова разработала действенную систему управления учением младших школьников, дарующую каждому ребенку радость успеха в учебном труде, вооружающую детей способами учения, саморегуляции учебно-познавательной деятельности.

Учитель черчения и рисования реутовской школы № 2, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РСФСР И. П. Волков проводит так называемые уроки творчества для младших школьников. Содержание учебного материала и построение процесса обучения на его уроках позволяют выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества в любом деле.

Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач - приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Ленинградский словесник Е. Н. Ильин нашел путь к ускорению духовного развития учеников, сделав уроки литературы уроками познания себя и жизни, уроками "нравственного прозрения" (А. Т. Твардовский).

Пробудить историческую память, помочь юным понять себя и день сегодняшний через активный, заинтересованный диалог с прошлым суть методики народного учителя СССР, ленинградской учительницы истории Т. И. Гончаровой.

В основе опыта кандидата педагогических наук, преподавателя обществоведения гайворонской средней школы № 1 Кировоградской области УССР А. Б. Резника - формирование убежденных борцов за великие коммунистические идеалы, становление политической культуры юных граждан нашего общества.

Методика коллективного творческого воспитания доктора педагогических наук, профессора Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена И. П. Иванова развивает идеи А. С. Макаренко в современных условиях, раскрывает пути формирования коллективистов, совершенствования общественной жизни школьников в пионерской и комсомольской организациях, активизации личной и коллективной заботы детей об общественном благе.

Несомненный интерес для широкого круга читателей представляет и опыт педагогического коллектива театра юношеского творчества Ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова. О воспитательных целях, традициях и жизни ТЮТа рассказывает его руководитель Е. Ю. Сазонов. ТЮТ, как отметил народный артист СССР Кирилл Лавров, взращивает в детях прекрасный человеческий талант - влюбленность в свое дело, учит творить окружающую жизнь по законам добра и красоты, возвышать и облагораживать чувства. Опыт ТЮТа уникален, его трудно повторить, но многое из него может быть взято на вооружение другими педагогическими коллективами, и не только театральными.

Врач и педагог А. А. Дубровский рассказывает о создании лечебной педагогики, позволяющей соединить воспитание и лечение больных детей в единый, целенаправленный процесс. Как отмечает академик АПН СССР 3. А. Малькова, "идеи А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о детском коллективе, детском самоуправлении, роли игры, красочности, эмоциональности в воспитании получают воплощение в своеобразных условиях лечебно-учебного учреждения, в котором дети живут, учатся и лечатся сравнительно небольшое время".

Очень важно, что опыт учителей-новаторов технологичен, т. е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех, получают воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овладеть.

Знакомство с опытом, представленным в данной книге, предоставляет возможность увидеть общность и различие идей и подходов к обучению и воспитанию школьников, многообразие творчества учителей-новаторов.

"Всякая перестройка, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач" - эти слова из Политического доклада ЦК КПСС XXVII съезду партии обращены и к учительству. Можно сказать, что настало время педагогики новаторства. И чем больше учителей воспримут новые идеи, оптимизм, смелость и энергию правофланговых перестройки нашего педагогического дела, тем скорее произойдет обновление советской школы.

Действительный член АПН СССР М. Н. Скаткин.

Ш. А. Амонашвили. В школу - с шести лет

Шестилетние дети - особый народ в детском государстве. Поэтому нам, их учителям и воспитателям, нужно, во-первых, знать, какие в связи с этим могут возникнуть проблемы; во-вторых, работать нужно с ними иначе, полностью сознавая, что за партами сидят другие дети, а не такие же или почти такие, как и семилетки; в-третьих, определить свою педагогическую позицию и обусловленные ею формы и методы обучения, воспитания и, самое главное, общения с шестилетними.

Какими же личностными качествами должны обладать мы, учителя шестилетних детей? Остановлюсь на тех, которые мне представляются самыми главными.

Во-первых, мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. И еще надо, чтобы нашу доброту души мы делили поровну между своими воспитанниками, однако в тех формах, которые будут необходимы в каждом конкретном случае. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком или со всем классом.

Доброта и любовь к детям не позволят нам грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать на них и пугать их, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления, проявлять недоверие. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребенка, чаще улыбается, реже хмурится, он живет настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает свое профессиональное счастье.

Во-вторых, мы должны уметь понимать детей. Ребенок маленький, но дела и заботы у него большие. Не будем же полагать, что мы делаем более важное дело, уча детей разным наукам, чем дети, самозабвенно отдающиеся игре! Если ребенок потерял своего оловянного солдатика и из-за этого плачет, то он переживает не меньшее огорчение, нежели мы, когда теряем какой-нибудь любимый и нужный нам предмет. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем. Понимать детей - значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. Понимать детей - значит овладеть высочайшим мастерством воспитания маленького человека.

В-третьих, нам необходимо быть оптимистами. Мы должны, обязаны верить в свою педагогику, верить в преобразующую силу воспитания. Случается, что иной педагог опускает руки перед строптивым нравом отдельных детей ("Ничего не могу поделать с ним!"), теряет веру в способности ребенка с временной задержкой в умственном развитии ("Из него ничего не выйдет!"). Пессимизм в воспитании и обучении равносилен тому, чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребенка; лишь наш оптимизм воодушевляет ребенка, будит дремлющие в нем силы. Речь, разумеется, идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает; вот ребенок поумнеет, проявит способность соображать, и потом можно заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает в индивидуальность, внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет методические пути его преобразования - воспитания, обучения и развития. Деятельный оптимизм требует от педагога постоянного творчества, непрекращающегося поиска.

В-четвертых, мы обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада. Таким человеком нас сделают коммунистическая убежденность, высокая гражданственность, преданность общему делу, глубокое осознание нашего исключительного долга перед народом, партией, государством, перед детьми, перед будущим человечества. Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников. На свой педагогический труд мы должны смотреть через призму дальнейшего усиления могущества нашей Родины, расцвета нашего общества. В нас должно пленять всё: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и одежда, и знания, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Нам должно быть присуще всё наилучшее, что людям нравится в человеке.

Обучая и воспитывая, учитель приобщает детей к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений. Но как это приобщение происходит? Учитель - посредник между ребенком и этими ценностями, лишь через него дети познают действительность, познают людей. И это "через" означает, что разные ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки, отношения, его мировоззрение. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя. И если малыш полюбит своего учителя, то, значит, пристрастится и к знаниям. Если же он недолюбливает учителя, боится его, не видит в нем своего друга, то учение теряет для него всякую ценность. Завоевать любовь детей - насущнейшая забота первого (и всякого последующего) учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными. Нельзя говорить об эффективных методах воспитания и обучения, если неизвестно главное: каков человек педагог, который будет пользоваться этими методами, какая у него душа и какое сердце.

Наши рекомендации