Место урока в системе уроков по теме__________________________________________________________

Внутрипредметные связи_____

Межпредметные связи________

Методы и приемы работы____

Технологии_________________

Использованная литература__________________________________________________________________

Ход урока

Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы) ____мин.

Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания)________________мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
   

Подготовка к объяснению нового материала _____________________________________мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
   

Объяснение нового материала__________________________________________________ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
   

Закрепление пройденного материала____________________________________________ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
   

Подведение итогов урока_______________________________________________________ мин.

Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
   

Задание на дом________________________________________________________________ мин.

Требования к составлению конспекта урока русского языка

1. Наличие четко сформулированных темы и цели урока, которая включает обучающую, развивающую, воспитательную цели.

2. Определены тип урока (объяснение нового материала, закрепление материала и развитие навыков, повторение, обобщение материала и совершенствование навыков, развитие речи, проверка знаний и навыков, работа над ошибками) и вид (урок изучения морфологии, лексики, словообразования, фонетики, синтаксиса).

3. Указаны формы интеграции (межпредметная и внутрипредметная), оборудование; методы, используемые на уроке.

4. В описании хода урока необходимо выделять все этапы организации учебной деятельности школьников: мотивационный, целеполагание, актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений и навыков, подведение итогов урока.

5. При описании урока развития речи структура урока может быть изменена. Главными этапами уроков развития речевых умений и навыков являются:

¾ целеполагание (первичное знакомство с текстом, постановка учебных задач),

¾ планирование (составление плана анализа текста),

¾ исследование (языковых, стилистических, жанровых и других особенностей текста),

¾ дискуссия (уточнение, обобщение, корректировка наблюдений),

¾ собственное текстоконструирование.

Тематическое планирование по русскому языку, литературе

В методике преподавания русского языка существуют разные виды планирования: поурочное, календарно-тематическое, четвертное и годовое. В практике школьного преподавания используются три учебно-методических комплекса (УМК) и в соответствии с ними разработаны три типа ориентировочного планирования: Т.А.Костяевой (по УМК под редакцией М.Т.Баранова), С.Н.Пименовой (по УМК под редакцией В. В. Бабайцевой), В.В.Львова (по УМК под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта). Студенты должны при составлении тематического планирования по русскому языку дополнить информационную базу, опубликованную в журнале «Русский язык в школе», методическим комплексом, включающим цели (обучающие, развивающие, воспитывающие), тип урока, методы и приемы, формы организации учебной деятельности учащихся, структуру урока и домашнее задание. Разработанное студентами планирование должно учитывать контекст педагогической реальности (методическую систему учителя, его концептуальные предпочтения и специфику учебно-педагогической аудитории [см. Приложения 5, 7]).

В тематическом планировании монографической темы по литературе указывать тему и обучающую цель каждого урока, тип и вид занятия, путь анализа. Ход урока фиксировать в виде таблицы:

Этапы урока и время Рассматриваемые вопросы Методы, приемы и виды деятельности учащихся

При составлении тематического планирования по литературе необходимо указывать программу и учебник, по которому работают ученики данного класса (сделать выписки из программы: выходные данные, сколько часов отводится на изучение данной монографической темы, какие вопросы предлагается осветить на уроках, какие новые литературоведческие термины изучить, какие произведения внеклассного чтения и литературно-критические статьи прочитать и проанализировать, какие формы контроля и развития речи использовать), учитывать соответствие темы, цели и содержания урока (рассматриваемые на занятии вопросы должны отвечать теме урока и обеспечивать достижение обучающей цели урока). Параллельно рассматриваемым вопросам необходимо фиксировать методы, приемы и виды деятельности учащихся (методическое обеспечение урока). Задание на дом должно быть дифференцированным: для всего класса; индивидуальные задания для сильных, средних и слабых учащихся, групповые задания. Необходимо фиксировать в конспекте следующего урока формы и способы проверки домашнего задания. Этапы урока необходимо записывать с отводимым на них временем. В планировании монографической темы по литературе должны быть представлены следующие этапы рассмотрения художественного текста:

1. Вступительное (вводное) занятие.

2. Урок (и) чтения текста.

3. Урок (и) анализа текста.

4. Обобщение и систематизация изученного.

5. Контроль.

6. Развитие речи.

7. Внеклассное чтение.

8. Уроки изучения литературно-критической статьи (в 9-11 классах)

В конце тематического планирования необходимо представить список использованной литературы: художественной (тексты художественных произведений), учебной (учебник, пособия для учащихся), методической (программа, методические пособия для учителя), литературоведческой (литературно-критические статьи, монографии и сборники).

Схема модели урока

1. Тема (Формулировка программы или название параграфа учебника. Место урока в теме, разделе курса — см. программу, учебно-методический комплекс (УМК), тематическое планирование).

2. Характеристика учебно-педагогической аудитории (тип учебного заведения (средняя общеобразовательная школа, основная школа, специализированная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, колледж, гимназия), дифференциация учащихся по предметной направленности: естественно-научной, гуманитарной, технической; психолого-педагогическая специфика классного коллектива, структура межличностных отношений (лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры, наличие/отсутствие группировок, их состав); возрастные особенности учащихся (три возрастные группы (младший подросток, средний подросток, старший подросток) и три типа восприятия литературных произведений (наивный реализм, нравственный эгоцентризм, период связей); обученность школьников (различение (распознавание); запоминание и воспроизведение; понимание; простейшие (элементарные) умения и навыки; перенос — творческое применение полученных теоретических знаний на практике в новой, нестандартной ситуации) и обучаемость (сформированность навыков учебного труда: умения внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и задавать их, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения на основе аргументирования, строить доказательства, принимать чужую точку зрения, критиковать безопасно-продуктивно, сравнивать, сопоставлять, делать вывод (обобщать сказанное), выявлять, анализировать и оценивать факты, события, явления; навыки самостоятельной работы с учебником и книгой, письменного и устного изложения содержания прочитанного, выполнения самостоятельных работ (репродуктивного и творческого характера), составление плана ответа, конспекта, реферата, рациональное расположение и аккуратное ведение записей, рисунков, схем, чертежей; наблюдения, экспериментирование, измерения; применение полученных знаний в различных учебно-практических работах); развитие контроля (оценки и самооценки) (требовательное отношение к знаниям, умениям, навыкам (ЗУНам) одноклассников, умение объективно оценивать качество своих ЗУНов, вносить коррективы, признавать ошибки); характеристика развития психических свойств (наличие/отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в развитии интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности у отдельных учащихся).

3. Цели (Обучающая — дать (закрепить, повторить, обобщить и систематизировать) знания; сформировать умения. Развивающая — развивать качества личности: интеллектуальные (развитие аналитико-синтетического мышления, речи (виды, типы и формы речи)); волевые (развитие настойчивости и упорства в достижении цели); эмоциональные (развитие воображения, образного восприятия, эмоций). Воспитывающая (ценностно ориентирующие направления: духовно-нравственное, патриотическое, социально-психологическое, этико-эстетическое, экологическое, этно-культурологическое).

4. Структура (Организационный момент; проверка домашнего задания; повторение предыдущего материала (всесторонняя проверка знаний); подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение нового материала (усвоение новых знаний); закрепление нового материала (обучение применению на практике полученных знаний); формирование умений и навыков; подведение итогов урока; информация о задании на дом и инструктаж по его выполнению). Каждый этап урока записать с отводимым на него временем!

5. Типивид (Тип — в соответствии со структурой (урок объяснения нового материала, урок закрепления изученного, урок повторения изученного, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля, комбинированный урок (сочетание разных типов на одном уроке). Вид — по преимущественному приему работы на уроке: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-практикум, урок теоретических или практических самостоятельных работ, урок контрольных работ, урок развития речи, урок анализа работ учащихся, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-игра, урок-соревнование, урок — экскурсия (заочная), урок-зачет, киноурок, видеоурок, смешанный урок (сочетание разных видов на одном уроке) и т. д. По литературе — этап работы с текстом (вводный урок, урок чтения текста, урок анализа текста, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля, урок развития речи, урок внеклассного чтения).

6. Дидактическийматериал (учебник, сборник упражнений, словарь, текст, выставка книг, таблица, карта, рисунок, репродукция картины, иллюстрации, видео- (аудио-) магнитофон, видео- (аудио-) кассета, проигрыватель, грампластинка, диафильм, диапозитивы, фильмоскоп, кодоскоп и т. д.).

7. Технология (Монологическая — диалогическая. Информационно-репродуктивная — проблемно-исследовательская.).

8. Методыиприемы (По русскому языку см.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980, § 5. По литературе см.: Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М, 1981. С. 59-75; Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. М., 1977. С. 62-77).

Схема самоанализа урока

1. Место урока в теме, разделе курса (устанавливается характер связи урока с предыдущими и последующими уроками, реализация принципа преемственности и перспективности).

2. Соответствует ли замысел урока реальной учебно-педагогической ситуации (характеристика триединой цели урока (реализация принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся) с опорой на характеристику класса: какие ЗУНы сформировались, какие качества начали, какие продолжили развивать на уроке, какое воспитательное воздействие оказал урок на учащихся, исходя из специфики развития классного коллектива).

3. Выбор типа (содержания) и вида (формы) урока. Обоснование определенного структурно-логического хода занятия, последовательность и целесообразность подбора, объема и распределения учебного материала (информационной базы урока). Степень новизны, проблемности, актуальности, доступности, посильности и привлекательности учебной информации. В какой мере применяемые на уроке методы и приемы соответствовали целям урока, какой характер познавательной деятельности они обеспечивали (репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, проблемный, творческий)? Какие методы способствовали активизации учения школьников? Как выразилась эффективность использованных методов и приемов обучения? Какое сочетание форм обучения было выбрано для достижения цели урока? Как был организован контроль усвоения информации? Были ли отклонения от первоначального замысла урока? Какие? Почему (если были)?

4. Реализация общедидактических принципов обучения на уроке (наглядность, научность, связь теории с практикой, доступность, посильность, систематичность обучения, последовательность формирования ЗУНов, сознательность, активность и самостоятельность учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения).

5. Особенности учебно-научного общения: степень диалогичности. Определение потребности учащихся в диалоговом режиме общения. Какие условия были созданы для организации познавательной деятельности учеников, для достижения творческого взаимодействия, для продуктивной работы мышления, воображения? Как учитель налаживал и поддерживал «обратную связь» со всеми учащимися в ходе урока? Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке? Как учитель добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов? Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение? Как добивался сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся? Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке? Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися? Какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке? Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

6. Система работы учителя: умения общей организации работы на уроке (распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, чередование и смена видов деятельности, освоение рациональных приемов учебной работы); поведение учителя (такт, местонахождение, внешний вид, манеры); речь учителя (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специальная грамотность); характер (стиль) взаимодействия учителя и учащихся (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); объективность и доброжелательность учителя в выставлении отметок и оценивании ответов учащихся; самоорганизация учителя (подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления — собранность, настроенность с темой и целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость); роль учителя в создании психологического климата на уроке.

7. Какова результативность урока? Удалось ли через решение учебных задач достичь целей урока? Докажите. Как на уроке была проведена диагностика степени достижения поставленных целей? Выраженность обучающего, развивающего, воспитательного эффекта проведенного урока (стадия, степень освоения учебно-воспитательной информации, средства достижения обучающе-воспитательного результата). Каковы критерии эффективности методической системы работы учителя, методических приемов, использованных на уроке? Направленность урока на решение следующих задач: становление и проявление индивидуальности учащихся, развитие творческих способностей, формирование положительной Я–концепции личности учеников, выработка индивидуального стиля познания и поведения.

8. Причины успешного / неуспешного, по Вашему мнению, проведения урока. Что в уроке Вы сделали бы по-другому? Потребуется ли коррекция целей, содержания и формы других (последующих) уроков, и какая именно?

Схема методического эссе

1. Информационная база (знание преподаваемого предмета).

2. Методическая база (владение методами, приемами, технологиями обучения и т.д.) и ее реализация на практике.

3. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

4. Эффективность методической системы (повышение обученности и обучаемости школьников).

5. Концептуальные предпочтения учителя-словесника (грамматико-орфографическая, рече-развивающая, культурологическая, культуродиалогическая и т. п. направленности методики).

6. Общедидактические основы педагогического проектирования (репродуктивный, творческий, проблемный, исследовательский и другие подходы).

7. Профессиональная компетентность: психолого-педагогическая (социально-педагогическая коммуникативная и др.), филологическая (литературоведческая, языковая), культурологическая, частнометодическая (технологическая).

Характеристика жанра эссе

Эссе (от франц. «essai» — попытка, проба, очерк) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора оцениваемому явлению действительности.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке какой-либо темы или проблемы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.

Эссе могут быть литературно-критические, публицистические, философские, историко-библиографические, беллетристические. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма или дневника.

Наши рекомендации