Характеристика студента-практиканта

Характеристика составляется преподавателем и групповым методистом и должна содержать анализ теоретической и методической подготовки студента, умения владеть группой, умения вести внеклассную работу по предмету, предложения по улучшению подготовки студентов по специальности.

Печать ОУ Подпись ___________________ __________________________

(расшифровка подписи Ф.И.О.)

Впечатления студента от педагогической практики и предложения по улучшению ее организации

Итоговые оценки педагогической практики

№ п/п Содержание Оценка Подпись
1. Рабочий план    
2. Отношение к практике и трудовая дисциплина    
3. Ведение отчетной документации    
4. Методика обучения    
5. Организационные навыки    
6. Конспекты уроков    
7. Ведение уроков    
8. Педагогический анализ урока    
9. Пульсовая    
10. Педагогика    
11. Психология    
Общая оценка:    

Методист: ___________

Составитель:

Набойченко Евгения Сергеевна,

д.психол.н., профессор кафедры общей психологии

[email protected]

по расписанию ИФК

Задание по психологии для студентов 3 курса

Института физической культуры

На период производственной практики

Цель педагогической практики: ознакомить студентов с основным содержанием работы образовательного учреждения, с особенностями профессиональной деятельности учителя-предметника и классного руководителя. Подготовкакпроведению учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачи педагогической практики:

· углубление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний;

· формирование у студентов целостной картины педагогической деятельности учителя, психологическая адаптация в педагогическом коллективе;

· знакомство студентов с современным состоянием воспитательной работы в общеобразовательной школе и овладение методами передового педагогического опыта;

· формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя;

· формирование навыков охраны здоровья школьников

Умения, которыми должны овладеть студенты:

• самостоятельно оформлять документацию по проведению урока;

• самостоятельно проводить уроки, правильно применять все знания, умения, навыки;

• самостоятельно организовать и проводить малые формы оздоровительных мероприятий.

Перечень контрольных заданий

Задание Содержание работы Формы отчетности
Выяснить отношение к физической культуре среди учащихся Провести методику «Отношение к физической культуре» (ОФК) среди учащихся Заполнить бланк ответов, написать выводы (Приложение 1)

Приложение № 1

Методика «Отношение к физической культуре»

(ОФК)

(является аналогом методики ОТС, но для детей активно не занимающихся спортом)

Предлагаемая методика «Отношение к физической культуре» (ОФК), позволит выявить интернальность-экстернальность у занимающихся по параметрам: отношение к достижениям (Д); отношение к неудачам (Н); целеустремленности (Ц); отношение к учителю физической культуры (тренеру) (Т); межличностных отношений (М); отношения к здоровью и болезни (З), проверить отвечающего на искренность (И), а также определить по суммарному баллу общий уровень интернальности-эктернальности (СБ). Результаты данной методики позволят уберечь учителя физической культуры от напрасного расходования сил и энергии, переключить их на коррекцию тех особенностей психики занимающегося, которые препятствуют по новому взглянуть на свое физическое развитие.

В этом плане, задачей учителя физкультуры является повышение заинтересованности учащихся в здоровом образе жизни, в занятиях физкультурой и спортом, а это не возможно без веры в собственные силы, самостоятельность, ответственность, без ликвидации экстернальности – поиска внешних причин и обстоятельств, которые стоят на пути физического совершенствования.

Инструкция: Вам предлагается в протоколе ответов, в колонках обозначенных знаком «+» (плюс), выразить свое согласие или несогласие со следующими утверждениями по семи бальной шкале. Шкала оценок

1 – полностью не согласен; 7 – полностью согласен;

2 – не согласен; 6 – согласен;

3 – не согласен частично; 5 – согласен частично;

4 – нейтральный ответ (применять не чаще 2-3 раз).

Опросник

1. Достижения в физкультуре и спорте больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий занимающегося.

2. Большинство недоразумений на уроке физической культуры между учителем и учащимися, которые приводят к неудачам и разногласиям происходит потому, что они не захотели приспособиться друг к другу.

3. Я стараюсь не планировать далеко вперед свое физическое развитие, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

4. Если я делаю что-то хорошо на уроке физической культуры, оно обычно бывает по достоинству оценено учителем.

5. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать свое место в спортивной жизни школы (класса, команде), завоевать симпатию других игроков.

6. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

7. Не было случая, чтобы я нарушил режим дня.

8. Когда я строю планы по достижению определенного физического развития, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

9. Я часто чувствую, что мало влияю на свои неудачи и плохие отметки по физкультуре.

10. То, что я порой не достигал поставленной цели, это последствие моей недостаточной настойчивости.

11. Как правило, физическое развитие оказываются более эффективными, когда преподаватель полностью контролирует действия учащихся, а не полагается на их самостоятельность.

12. Некоторые игроки оказываются изолированными, не принятыми в команде из-за того, что сами не проявляли интереса и дружелюбия к окружающим.

13. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

14. При проигрыше более слабому сопернику я расстраиваюсь.

15. Осуществление моих физкультурных амбиций (желаний, притязаний) часто зависит от везения.

16. Думаю, что неудачное стечение обстоятельств (плохая погода, поздно лег спать и т.п.) не могут мне сдать зачет по физкультуре, выполнить норматив.

17. Достижение цели большинством спортсменов зависит от удачного стечения обстоятельств.

18. Я полагаюсь больше на профессионализм преподавателя по физической культуре, чем на советы посторонних лиц, буклетные издания.

19. Если учащиеся при выполнении разминки и упражнений в парах не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались наладить взаимоотношения, они все равно не смогут.

20. Уверен, что соблюдение режима дня, здорового образа жизни не менее важно, чем природное здоровье.

21. Я никогда не опаздывал на уроки, занятия, мероприятия.

22. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом моих собственных усилий.

23. В неприятностях и неудачах, которые происходили со мной на уроках физкультуры (самостоятельных занятиях физкультурой, школьных соревнованиях и т.п.), чаще всего были виноваты другие люди, обстоятельства (плохое судейство, плохой спортинвентарь и т.п.), чем я сам.

24. Спортсмен, который не смог добиться успеха на соревнованиях, поставленной цели, скорее всего не проявил достаточно усилий.

25. Успех моего физического развития зависит только от уровня подготовленности учителя физкультуры (тренера), а не собственных усилий.

26. В конфликтах, порой случающихся в спортивных играх на уроке физкультуры (на соревнованиях, в физкультурном коллективе), я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

27. Думаю, что ушибы и микротравмы которые мне иногда случается получать, ни в коей мере не зависят от уровня моей физической подготовки, а являются делом случая.

28. При плохом самочувствии я выступаю хуже, чем в состоянии «боевой готовности».

29. Экипировка (кроссовки, щиповки, соревновательный и тренировочный костюм и т.п.) влияют на уровень достижения не менее, чем тренированность спортсмена.

30. Считаю, не смотря на отдельные неудачи, успехи достигнутые мной в плане физического совершенствования, будут по достоинству оценены и признаны окружающими.

31. Думаю, без расчета на удачу, постоянной помощи близких людей, не возможно достичь физического совершенства (красивой фигуры, идеального веса и т.п.).

32. Я предпочитаю такого преподавателя по физической культуре (тренера), при котором можно обсуждать, что и как делать, проявлять инициативу.

33. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях ко мне, как к потенциальному участнику спортивной команды (коллектива).

34. Полностью согласен с тем, что «в здоровом теле – здоровый дух».

35. Я никогда не скрываю своих мыслей от преподавателей, учителей.

36. Мои первые физкультурные достижения больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности, чем от природных двигательных задатков.

37. В спортивной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать при достижении цели самостоятельно, а не надеюсь на помощь других людей или на судьбу.

39. На занимающихся физкультурой (тренирующихся) влияет так много разных обстоятельств, что усилия преподавателя по работе с ними часто оказываются бесполезными.

40. В конце концов, за плохой психологический климат на уроках по физической подготовке ответственны сами занимающиеся.

41. Ребенка всегда можно уберечь от простуды и заболеваний, если за ним следить (как он одевается, ведет себя в быту и т.п.).

42. Критические замечания и недовольство преподавателя (тренера) ухудшают мое настроение.

43. Мои успехи на физкультурных мероприятиях чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от того, что другие выступили ниже своих способностей), а не от моих собственных усилий.

44. Большинство неудач в моей физической подготовке произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

45. Думаю, что достижение цели во многом предначертано судьбой.

46. Способные спортсмены, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя, а не тренера.

47. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

48. Для меня важнее здоровый образ жизни, чем сомнительные развлечения с друзьями.

49. Я предпочту уступить, проиграть, чтобы не огорчать своего соперника.

50. Успех на соревнованиях является результатом упорной работы на тренировках и мало зависит от случая или везения.

51. В сложных обстоятельствах, чтобы избежать неудач, я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся, сами собой.

52. Я могу пойти против «течения» (общественного мнения), чтобы достичь поставленной цели.

53. Трудно бывает понять, почему преподаватель, учитель физической культуры, тренер, поступает именно так, а не иначе.

54. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого, кто в месте со мной занимается физкультурой.

55. Считаю, что напряженные занятия физкультурой (тренировки) приносят вред моему здоровью.

56. Я переживаю, если ко мне незаслуженно плохо отнесся учитель физической культуры (судья, команда).

Бланк для ответов

ФИ пол возр. Предпочитаемый вид спорта Кол-во лет занят.сп. Разряд Дата
М-ка ОТС. Инструкция: Вам предлагается в протоколе ответов, в колонках обозначенных знаком «+» (плюс), выразить свое согласие или несогласие со следующими утверждениями по семи бальной шкале: 7 – полностью согласен; 6 – согласен; 5 – согласен частично; 4 – нейтральный ответ (применять не чаще 2-3 раз). 3 – не согласен частично; 2 – не согласен; 1 – полностью не согласен;
д н ц т м з и
  + -   + -   + -   + -   + -   + -   + -
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
+1   х +1   х +1   х +1   х +1   х +1   х +1   х
+2 х   +2 х   +2 х   +2 х   +2 х   +2 х   +2 х  
+3   +3   +3   +3   +3   +3   +3  
Общая сумма баллов (ОСБ) =
балл график
              интернал
             
             
             
             
              экстернал
             
             
             
             
             
             
д н ц т м з и  

Ключ и обработка опросника: Интернальность-экстернальность испытуемого определяется путем суммирования баллов-ответов в вертикальных столбцах по параметрам: отношение к достижениям (Д); отношение к неудачам (Н); целеустремленности (Ц); отношение к учителю физической культуры (тренеру) (Т); межличностных отношений (М); отношения к здоровью и болезни (З), проверить на искренность (И), а также определить по суммарному баллу общий уровень интернальности-эктернальности (ОСБ).

Очередность суммирования:1) первоначально, поочередно, в каждой вертикали находим сумму четных ответов (для колонки д это будут ответы после номеров: 8,22,36,50) и записываем ее справа от суммы 1 (+1);

2) переводим нечетные ответы прямой шкалы (1,15,29,43) в обратную шкалу (значения) и записываем новые значения в колонке со знаком «-» (минус). Находим сумму обратных значений и записываем справа от клетки (+2). Перевод нечетных значений прямой шкалы (нечетные ответы в колонке «+» ) в обратную шкалу: если в прямой шкале у вас был ответ равный 1, то в обратную шкалу (колонка со знаком «-») мы записываем 7; 2 преобразуется в 6; 3 в 5; 4 остается без изменения; Соответственно 5 в 3; 6 в 2; 7 в 1;

3) находим общую сумму (+3) полученную из суммарных значений по прямой (+) и обратной (-) шкалам. Другими словами, необходимо найти общую сумму всех ответов в каждом из вертикальных столбцов при условии, что значения на четные вопросы остаются без изменения, а нечетные переводятся в обратные;

4) общая сумма баллов (ОСБ) получается из сумм +3 по всем параметрам.

Оценка полученных данных по отдельным параметрам: 1) в целом, все полученные значения можно отнести или к интернальным (от 33 до 56 баллов), или к экстернальным (от 7 до 32 баллов), как изображено на графике, который необходимо построить по значениям отдельных параметров; 2) более четкое представление о интернальности-экстернальности дает следующее:

40 – 56 баллов – интернал; 25 – 39 баллов – ситуационное проявление интернальности-экстернальности; 7 – 24 балла – экстернал.

3) кроме того, в каждом из параметров выделяются общие низкие (от 7 до 12) и высокие значения (от 51 до 56 баллов) интерпретация которых приводится ниже;

4) ОСБ оценивается следующим образом: 56 – 168 баллов – общая экстернальнось; 169 – 279 баллов – ситуационное проявление интернальности-экстернальности; 280 – 392 балла – общая интернальность (содержательная характеристика полярных границ приводится ниже).

Интерпретация отдельных параметров

ДОСТИЖЕНИЯ. Низкая оценка – свои физкультурные успехи и достижения окружающих, связывает с везением, удачным стечением обстоятельств, не настроены на серьезное отношения к урокам физической культуры и самостоятельные занятия.

Высокая оценка – серьезно относится к урокам физкультуры, которые способствуют физическому развитию.

НЕУДАЧИ. Низкая оценка – считает, что он не виноват в случающихся с ним неприятностях и неудачах в обыденной жизни, на уроках физкультуры, на разного рода состязаниях. Во всем виноваты случай, обстоятельства, другие люди (погода, экипировка, учитель, тренер и т.п.). Не чувствуя вины за собой, не склонен работать над своим физическим развитием.

Высокая оценка – самокритичен, берет на себя ответственность за неприятности и неудачи случающиеся в процессе физического становления (совершенствования). Слишком высокие отметки, приближающиеся к 56, могут привести к постоянному чувству вины, самобичеванию.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Низкая оценка – верит, что все само собой придет в норму, уладится, не прикладывает к достижению цели достаточных усилий. При реализации цели в большей мере надеется на помощь окружающих и близких, а не на собственные силы. Может бросить начатое дело, не достигнув цели. Высокая оценка – самостоятелен и настойчив при достижении цели, планирует свою деятельность. Признает и исправляет ошибки допущенные на пути достижения цели. Рассчитывает на свои силы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЕМ ФИЗКУЛЬТУРЫ (ТРЕНЕРОМ). Низкая оценка – думает, что все зависит от учителя, в том числе и случающиеся неудачи. Зачастую не понимает, что хочет от него преподаватель. Считает, что он к нему менее внимателен, чем к окружающим. Возможны прогулы уроков. Высокая оценка – осознает и отводит достойную роль учителю в физическом развитии. Считает, что учитель поступает правильно, доверяя и полагаясь на его самостоятельность.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Низкая оценка – в коллективе чувствует себя неуютно, изолированно, на вторых ролях. Обижается на отдельных учеников класса (членов команды). Ищет (порой тщетно) контактов, понимания и дружбы у некоторых членов коллектива. Чтобы заслужить признание, готов быть «мальчиком на побегушках». При отсутствии взаимопонимания и эмпатии (эмоционального сопереживания) от окружающих, отказывается от участия в соревнованиях. Считает, что не может изменить сложившихся отношений. Высокая оценка – В спортивной коллективе класса (школы) занимает достойное место, удовлетворен пребыванием в нем. Считает, что к его мнению прислушиваются и он может влиять на взаимоотношения. При разногласиях может принять вину на себя. Очень высокие, приближающиеся к 56 баллам отметки, могут, с одной стороны, говорить о способности выполнять функции лидера, а с другой о переоценке своей роли в коллективе.

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ И ЗДОРОВЬЮ. Низкая оценка – ученик считает, что в болезнях, случающихся травмах не виноват. Не считает нужным следить за состоянием своего здоровья. Больше верит во врачей, лекарства, чем в собственные усилия по поддержанию здоровья. Фаталист, больше верит в судьбу, рок и неотвратимость заболеваний. Высокая оценка – считает, что здоровье зависит от него самого, от здорового образа жизни, от соблюдения режима труда (учебы) и отдыха.

ИСКРЕННОСТЬ. Низкая оценка – приукрашивает себя и свои заслуги, хочет показаться лучше, чем есть на самом деле. Не искренен, склонен к обману. Высокая оценка – Реально оценивает события и свою значение в них. Самокритичен, искренен и честен.

ОБЩАЯ СУММАРНАЯ ОЦЕНКА (БАЛЛ). Низкая оценка – данный ученик является экстерналом. Он считает, что не влияет на события происходящие с ним в жизни. Верит в предначертанность судьбы, рок, приметы, гороскопы и т.п. Не стремится к физическому развитию (без выработки стремления к достижениям – учитель напрасно тратит усилия и время при работе с ним). Не считает себя причиной случающихся неудач, виноваты все и вся, а только не он сам. Не чувствуя вины за собой, не склонен исправляться, «наступает на одни и те же грабли» бесчисленное количество раз. Не самостоятелен в достижении цели. Большие цели отсутствуют. Межличностные отношения нарушены, не пользуется авторитетом. Не поддерживает свое здоровье, нарушает режим дня. Пытается приукрасить себя, неискренен. Чем больше суммарный балл приближается к 56, тем ярче выражены приведенные характеристики. Высокая оценка – данный ученик – интернал, считает, что влияет на события происходящие с ним в жизни. Самостоятелен, целеустремлен, стремится к хорошей отметке по физкультуре, достижению высоких (для своего возраста) результатов, рост которых зависит от него. Признает свои ошибки, нормальные взаимоотношения в коллективе и с учителем. Берет на себя ответственность за физическую подготовку состояние своего здоровья. Самокритичен, искренен. При приближении отметок к 392 баллам, возможна завышенная оценка (переоценка) приведенных характеристик.

Составитель:

Галагузова Юлия Николаевна,

д.педаг. наук, профессор кафедры педагогики

Тел.: 336-15-93, аудитория 407

[email protected]

Консультации: понедельник – 10-16; четверг: 10-16

Наши рекомендации