Виды профессиональной деятельности спортивного педагога

Спортивный педагог – специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.

Педагогическая характеристика деятельности спортивного педагога рассматривается через ряд понятий: виды профессиональной деятельности; функциональные компоненты, этапы осуществления деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Кроме этого, через формы деятельности спортивного педагога, профессиональные способности, оценку продуктивной деятельности, специфические особенности деятельности спортивных педагогов.

Виды профессиональной деятельности спортивного педагога представлены в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»).

Область профессиональной деятельности спортивного педагога предполагает следующие формы работы:

– образование в сфере физической культуры и спорта;

– двигательная рекреация и реабилитация;

– пропаганда здорового образа жизни;

– деятельность в сфере услуг, туризма;

– научно-изыскательские работы;

– исполнительское мастерство.

При этом профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Спортивный педагог готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– педагогическая;

– тренерская;

– рекреационная;

– организационно-управленческая;

– научно-исследовательская;

– культурно-просветительская.

Рассмотрим профессиональные компетенции спортивного педагога.

Компетенция – динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.

Компетентность – целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций. Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.

Профессиональная компетентность спортивного педагога –владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Рассмотрим подробно необходимые профессиональные компетенции для каждого вида деятельности.

Педагогическая деятельность:

– способность развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

– применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2);

– способность воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);

– умение разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);

– самостоятельное проведение учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организация внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися (ПК-5)

– адекватная оценка физических способностей и функционального состояния обучающихся, выбор соответствующих средств и методов двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6);

– проведение профилактики травматизма, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе занятий (ПК-7).

Тренерская деятельность:

– осознание истоков и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);

– способность формировать мотивацию у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

– способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);

– умение разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

– самостоятельное проведение тренировочных занятий по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществление профилактики травматизма (ПК-12);

– владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13).

Рекреационная деятельность:

– формирование личности занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщение занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);

– умение заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);

– самостоятельное проведение рекреационной деятельности в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);

– умение выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

– способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);

– реализация программ оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающих в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния с учетом морфофункциональных, психологических и возрастных особенностей занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19).

Организационно-управленческая деятельность:

– способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);

– умение практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21);

– умение разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22);

– умение составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23);

– способность обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении занятий (ПК-24).

Научно-исследовательская деятельность:

– способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);

– умение проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробироанных методик (ПК-26);

– владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);

– способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28).

Культурно-просветительская деятельность:

– владение методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);

– использование накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей, полученных знаний об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);

– владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31);

– владение приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).

Наши рекомендации