Приведенная классификация может служить основой системы воспитания коммуникативных умений дошкольников

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

К показателям развития коммуникативных умений мы отнесли следующие:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого(веселый, грустный) и рассказать о нём.

- Умение получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и детьми.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления, с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

Цель –Выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Подобрать диагностики по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

2. Выявить первоначальный уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МАДОУ №63 «Журавлик» г. Киселёвска. В эксперименте участвовали 10 детей старшей группы «Ягодка». Возраст детей от 6-7 лет.

Исследование проводилось 11.03.14.-15.04.14. и состояло из констатирующего этапа. В данном параграфе описывается ход и результаты проведения констатирующего эксперимента.

Нами было организовано наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время режимных моментах; на НОД, в различных видах деятельности детей, совместной деятельности воспитателя и детей, свободной деятельности детей.

Перед проведением диагностики определения уровня развития коммуникативных умений мы побеседовали с воспитателями, работающими в группе «Ягодка» а также предложили заполнить анкету родителям воспитанников с целью раскрытия особенностей общения родителей с детьми.

В Анкете, предложенной родителям, нужно было подчеркнуть один из соответствующих, с их точки зрения, ответов ( приложение № 2)

Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста были использованы методики О.В. Дыбиной: Отражение чувств, Интервью, Необитаемый остров, Помощники, Не поделили игрушк

Нами разработаны следующие критерии и уровни развития коммуникативных умений

Высокий уровень развития коммуникативных умений от 12-15 баллов.Дети относящиеся к данному уровню умеют без помощи взрослого различать эмоциональное состояние взрослого или ребёнка и рассказать о нём, получать информацию в общении и вести диалог, умеют выслушать другого, спокойно отстаивают своё мнение, соотносят свои желания с интересами других, умеют участвовать в коллективных делах,

спокойно реагируют в конфликтных ситуациях.

Средний уровень развития коммуникативных умений от 11-8 баллов.Детей имеющие средний уровень развития коммуникативных умений с большинством диагностических заданий справляются с помощью взрослого, при этом проявляют недостаточную инициативность. У детей развито умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём оценивается на высоком уровне, а умение уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Низкий уровень развития коммуникативных умений От 7- 1 балла.Эти дети испытывали затруднение при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого не проявляют активности, пассивно следовала за инициативными детьми, но умение уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях – оценивается

«Отражение чувств»: Цель:Выявление умений у детей старшего дошкольного возраста понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых и рассказать о них. (Приложение № 3)

«Интервью»: Цель:Выявление уменийдетей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и детьми.

(Приложение № 4)

«Необитаемый остров»: Цель:выявление умений у детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам спокойно отстаивать своё мнение. (Приложение № 5)

«Помощники»:выявление умений детей взаимодействовать в системах «ребёнок – ребёнок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. (Приложение № 6)

«Не поделили игрушку» Выявление умение у детей не ссориться,спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.(Приложение № 7)

Уровень развития коммуникативных умений в каждой методике был определен тремя показателями: высокий уровень ( 3балла), средний уровень (2балла) ,низкий уровень (1 балл)

Наши рекомендации