Понятие, сущность и основная идея арт - технологии в воспитании
Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется сдетьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако опыт применения арт-технологии сейчас открывает ее преимущества в работе со школьниками. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния[20].
Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.
Применение арт-технологии в дошкольном образовании так и в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом. Кроме того, наблюдения педагогов, психологов, физиологов показывают, что начальный период обучения в школе является наиболее трудным для школьников, т.к. требует от них определенную степень подготовленности как в физиологическом, так и в социальном плане. Нередки случаи, когда дети не справляются с режимом и учебной программой, дезадаптируются к школе. Таким детям необходимо помощь учителя, психолога и родителей.
В настоящее время арт-технология рассматривается учеными (Б.Д. Карвасарский, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Н.Е. Щуркова) как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья детей, формирование коммуникативной культуры учащихся, как средство, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми.
Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств[21]. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.
Задачи арт-технологии (по М.В. Киселевой[22]):
· актуализация и развитие творческих способностей учащихся;
· повышение самооценки и самосознания;
· развитие эмоционально-нравственного потенциала;
· формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
· формирование умения выражать эмоции;
· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
· развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Арт-технология рассматривает искусство в качестве основного психотерапевтического фактора и базируется на использовании приемов арт-терапии.
Термин «арт-терапия» (лечение искусством) был введен в практику в 1938г. Андрианом Хиллом.
Понятие «арт-терапия» трактуется учеными по-разному:
В.Г. Самойлова понимает под арт-терапией динамическую систему взаимодействия между учеником, продуктом его изобразительной творческой деятельности и педагогом (арт-терапевтом) в так называемом «фасилитирующем» (от фр. faciliter – облегчать) арт-терапевтическом пространстве с целью реализации важнейших функций образования, таких как психотерапевтической, коррекционной, диагностической, развивающей, воспитательной, реабилитационной и др[23].
Кроме того, можно рассматривать арт-терапию как терапевтическую процедуру, направленную на «психологическое врачевание» личности ученика[24].
Л.Д. Лебедева обосновывает арт-терапию как сохраняющую здоровье инновационную педагогическую технологию, как новую систему внеклассной работы учителя[25].
Как видно из определений, арт-терапия рассматривается в большей степени как лечение, основанное на творческой деятельности (художественной, изобразительной, театрализованной). Однако нельзя сказать, что арт-терапия – это лечение в медицинском смысле слова. В настоящее время арт-терапия широко применяется в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений для гармонизации и развития личности учащихся, разрешения социальных конфликтов.
На заре своего развития арт-терапия была подвержена влиянию идей психоанализа, представители которого утверждали, что продукт творчества пациента является выражением бессознательных процессов его психики.
Первым, кто стал рассматривать искусство в качестве терапевтической техники, была Маргарет Наумбург. В своих идеях М. Наумбург опиралась на работы Зигмунда Фрейда, в которых он говорил о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов.
В 1950-х гг. развивать идеи М. Наумбург продолжила Эдит Крамер, которая утверждала, что применении арт-терапии несет в себе оздоравливающее действие и не требует вербального истолкования. Э. Крамер склонялась к тому, что основная задача учителя заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в творческую деятельность и предоставить им эмоциональную поддержку. Таким образом, сложилось две концепции: одна из них делает акцент на творческий аспект художественного процесса, другая – на терапевтическое понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, полученное при помощи искусства.
Арт-терапия как средство диагностики и лечения семей была впервые применена в практике Х.Я. Квятковски, которая использовала арттерапевтические приемы для укрепления семейных отношений. Для этого она предлагала всем членам семьи принять участие в художественной сессии. Как оказалось, семейные рисунки представляли огромное количество диагностической информации о структуре семьи, ее проблемах, о разделении ролей в семье.
Большинство педагогических технологий, применяемых при обучении и воспитании младших школьников, направлены на развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воля. Сфера влияния арт-технологии шире: она затрагивает не только указанные психические процессы, но и в большей степени распространяется на эмоциональную сферу младших школьников.
Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.
Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.
При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.
Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.
Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.
Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.
Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.
В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.
Карл Юнг под «активным воображением» понимал такой творческий процесс, в ходе которого человек бессознательно развивает свою фантазию, создавая продукты своего творчества.
Создавая различные образы с помощью активного воображения и переводя их в символическую форму, учащиеся не только успешно решают различные проблемы, но и повышают свое психическое и душевное здоровье, развивают свой творческий потенциал.
Арт-терапия обладает большими коррекционными возможностями. Получение положительных психокоррекционных результатов арт-технология позволяет достичь за счет следующих феноменов (по М.В. Киселевой[26]):
· художественная творческая деятельность – это альтернативный «язык» выражения своих чувств и переживаний;
· повышение самооценки через усиление внимания к своим чувствам и переживаниям;
· сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунок, сказка, скульптура, лепка и т.п.) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
· возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога;
· возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство;
· освоение новых форм опыта.
Использование арт-технологии в коррекционных целях позволяет не только вовремя обнаружить трудности учащихся, но и создать условия для их коррекции. Искусство, являясь эффективным средством защиты от негативных воздействий окружающей среды, с одной стороны, и в то же время, являясь стимулирующим средством психического развития младшего школьника, его самопознания и самооценки, с другой, имеет высокое коррекционное значение в работе с учащимися начальной школы.
Владение арт-технологией подразумевает выработку у учителя следующих компонентов:
арттерапевтические знания – знания о возможностях применения искусства с целью воздействия на учащегося;
арттерапевтические умения – умения использовать арттерапевтические знания в целях арт-терапии;
арттерапевтический навык – навык применения искусства с целью гармонизации психологического и эмоционального состояния младшего школьника[27].
Возможности арт-технологии позволяют учителю начальных классов использовать различные виды работы с учащимися. Рассмотрим основные из них.
Изотерапия – терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.
Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.
Так, например, красный цвет символизирует жизненную силу, обозначает наличие таких качеств у ребенка как упорство, динамичность, стремление быть лидером. Желтый цвет ассоциируется с солнцем, выражает живость, сообразительность, радостное восприятие жизни. Синий цвет напоминает о ясном небе, водных просторах, обозначает восприимчивость, организованность и послушание.
Сказкотерапия – это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Образы, представленные в сказках, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков младших школьников. Сказки содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая сказки, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т.д. Таким образом, из сказок ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности.