Интерактивные методы и технологии в воспитательной работе классного руководителя
Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе воспитания. Место классного руководителя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с учащимися на достижение результата.
Характеризуя возможности интерактивных методов в развитии личности младшего школьника, отметим следующие их характеристики:
- они психологически привлекательны для младших школьников;
- обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся;
- позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени;
- повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии;
- способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами;
- способствуют повышению самооценки участников игры, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
- позволяют изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью;
- способствуют росту познавательной активности младших школьников, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, основанной на примерах конкретной моделируемой действительности;
- стимулируют обучающихся, самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Интерактивное воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В воспитательной работе с учащимися происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах над проектами, моделями.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:
· взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысле деятельности;
· процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;
· воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
К формам и методам интерактивного воспитания могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование ситуаций.
Формы и методы интерактивного воспитания можно разделить на:
- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
- тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.
К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного воспитания относят: доверительные, позитивные отношения между классным руководителем и младшими школьниками; демократический стиль общения; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, школьников между собой; опора на личный опыт, включение в воспитательный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности.