Изучение звуков и букв русского языка
Обучение грамоте начинается с усвоения звуков, т. е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.
Выделение звука. С этой целью подбираются слова, в которых изучаемый звук стоит в наиболее выгодной для выделения позиции. Для гласных — это начало или середина слова под ударением (ель, ёлка, мыл, лыжи). На первых порах можно рекомендовать слова, в которых гласный составляет отдельный слог (А-ня, О-ля, У-ля, И-ра, Ю-ля, я-ма).
В некоторых случаях подбирают звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку (Как рычит собака? — Р-р-р. Как гудит гудок? — У-у-у. Как звенит звонок? — З-з-з).
Сонорные, длительные и мгновенные глухие, а также аффрикаты легко выделяются в конце слов, где они не испытывают влияния других звуков и соответствуют изолированным звукам речи, и в начале слов (мама, шар, сом, сук, ком, рак, пар, парк, цапля, конец, чай, ночь).
Для выделения звонких согласных подходят слова, в которых звук находится в начале или середине слова перед гласной, так как в конце слов эти согласные оглушаются (ваза, замок, жаба, барабан, гусь, дом).
Несложными для выделения являются звуки й, ф, э: й — в конце слова (май), а э — в начале (этаж).
Таким образом, в каждом отдельном случае необходимо подбирать слова, способствующие узнаванию и выделению звуков с меньшими затруднениями.
Работа начинается с составления предложения по сюжетной картинке и вопросу. Ответ должен содержать звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку, или слово с нужным звуком в сильной позиции:
— Малыш плачет: «А-а-а!»
— Собака рычит: «Р-р-р!»
— Куклу зовут А-ня (О-ля, И-ра).
Выделение звука до изучения буквы сопровождается условно-графической записью в виде кружка: красного цвета — для гласных звуков, синего — для согласных. В дальнейшем, в процессе обучения чтению и письму, это помогает работе над дифференциацией гласных и согласных.
Правильное произношение звука1. Научив детей выделять звук, необходимо проверить, как они его произносят, и упражнять в правильном и отчетливом его артикулировании. Правильная артикуляция помогает выделению и различению звуков. В этом проявляется взаимосвязь слухового восприятия и речедвигательного процесса: лучшему выделению и различению звука способствует его правильное произнесение, в то же время умение слышать и выделять звук ведет к уточнению его артикуляции.
В силу слабости артикуляторной деятельности умственно отсталых детей и большого количества нарушений произношения формированию правильного уклада речевых органов должно быть уделено самое пристальное внимание. Прежде всего, все первоклассники с недостатками произношения должны заниматься с логопедом с первых дней прихода в школу. К моменту изучения того или иного звука у этих детей он уже должен быть поставлен, в трудных случаях — подготовлен их артикуляционный аппарат.
В то же время со всем классом, вне зависимости от наличия у учащихся нарушений произношения, на каждом уроке чтения проводится артикуляционная гимнастика. В отличие от добукварного периода, когда совершенствуется весь речевой аппарат, в букварный период артикуляционная гимнастика направлена на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука.
На уроке рекомендуется использовать и другие методы логопедической работы: показ правильного уклада речевых органов, произнесение звука изолированно и в сочетании с другими звуками в слогах, в словах. С этой целью применяется карманное зеркало, а также механические приспособления (шпатели).
Необходимо добиваться, чтобы ученики, произнося звук, достаточно отчетливо ощущали уклад речевых органов. Например: гласные произносятся с широко открытым ртом, струя воздуха свободно проходит через ротовую полость. В то же время звучание о отличает округлость рта, у — вытянутость губ, и — улыбка. При произнесении звонких, в отличие от глухих, вибрируют голосовые связки, что ощущается приложением тыльной стороны ладони к гортани. При произнесении сонорных н и н' струя воздуха проходит через носовую полость, р — вибрирует кончик языка,
1 Мы несколько изменили последовательность изучения звука. Обычно уточнение произношения проводят после этапа различения звуков. На наш взгляд, более целесообразно различение звуков осуществлять не только на слух, но и в собственном произношении.
взрывных мгновенных — воздух «разрывает» имеющуюся смычку 1.
Различение звуков. Выделив звук из речи, уточнив его произношение, учащиеся должны научиться слышать и различать этот звук в сочетании с другими в словах. Умственно отсталые дети, узнавая звук в одних сочетаниях, часто не узнают его в других, что свидетельствует о несформированности образа обобщенного звука-фонемы. Поэтому изучать звук следует во всем многообразии его сочетаний с другими звуками.
Может быть предложена следующая последовательность упражнений:
установление сходства выделенного звука со звуком окружающей действительности. Это не сложно для детей, так как знакомо по упражнениям в добукварный период (ш-ш-ш — сходство с шипением гуся, шуршанием листьев под ногами);
подбор слов, начинающихся с изучаемого звука (шапка, шар, шляпа, утка, улитка, удочка), по предметным картинкам;
подбор слов, в которых изучаемый звук встречается не только в начале слова, но и в конце, в середине (шалаш, душ, кошка). На соответствующем этапе обучения грамоте учащиеся должны определить место данного звука в слове (шапка, пушка, малыш);
выделение слов, в которых встречается изучаемый звук (из двух слов: шарф, хлеб; шарф, щавель; из ряда слов: шар, ручка, щетка, шуба). Ученики должны поднять руку, если услышат нужный звук. Сначала предлагаются слова, резко отличающиеся по звуковому составу, затем слова со сходными звуками;
выбор картинок, в названиях которых имеется изучаемый звук, произнесение слова;
разучивание коротких стихов, четверостиший, в состав которых входят слова с изучаемым звуком. Одновременно ученики упражняются в правильном произнесении звука. Обычно с этой целью используют стихи из детской литературы:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет, он.
Ты труби в трубу, трубач,
Только, миленький, не плачь!
Целый день трубач трубил
И поплакать позабыл.
Дифференциация смешиваемых звуков. Эти звуки должны быть основательно усвоены каждый в отдельности, затем изучены в сравнительном плане. Следует обращать внимание на то, чтобы ученики различали их на слух и в собственном произношении. Все звуки, которые дети слышат, они должны четко произнести, тем самым осуществляя кинестетический контроль.
1 При подготовке к уроку учитель должен пользоваться имеющимися логопедическими пособиями, получить квалифицированную консультацию логопеда.
Звуки следует различать в изолированном произнесении, в слогах и словах. Можно использовать упражнения:
ученики должны поднять букву, обозначающую названный звук;
выбрать нужный звук среди названных, подняв руку или соответствующую букву при произнесении изучаемых звуков;
узнать нужный звук в предложенных слогах (словах), выразив это поднятием буквы;
отобрать картинки, в названиях которых встречаются смешиваемые звуки, разложить в два столбика;
сравнить звучание слов, сходных по произношению, уточнить, какой звук слышится в каждом слове (суп — зуб, коса — коза, бочка—почка);
подобрать картинку соответственно названному слову, повторить слово (горка — корка, мышка — миска);
разучить четверостишия, скороговорки, потешки, в которых встречаются слова со смешиваемыми звуками.
Усвоив очередной звук, учащиеся изучают букву, его обозначающую. Буквы (графемы) являются графическим обозначением обобщенных звуков (фонем) нашей речи, поэтому ознакомление с ними возможно только после предварительной тренировки в выделении звука, уточнении его произношения и различении его в сочетаниях с другими звуками, т. е. когда учащиеся начнут осознавать не отдельные звуки речи, а обобщенные — фонемы. Тогда им будет понятно, почему звук м в различных словах обозначается одной и той же буквой (мама, муха, мех, мёл).
Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:
восприятие общей формы буквы;
изучение состава буквы, (ее элементов и их расположения);
сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
Предъявляемая буква должна быть крупно и отчетливо напечатана на карточках. Учащиеся должны внимательно рассмотреть ее, разобрать, из каких частей она состоит, как они соединены между собой, есть ли элементы, отличающие данную букву от сходных (и — ц, ш — щ).
Специальным приемом, закрепляющим образ буквы, служит соотнесение ее начертания с каким-либо знакомым предметом (на что похожа буква?) или с буквой-символом. Буква О похожа на обруч, Ж — на жука, К — на колос и т. д. Букву М можно соотнести с буквой, изображенной на станциях метрополитена, А и Т соответственно — на остановках автобуса, троллейбуса, трамвая.
Может быть изготовлена своеобразная азбука в картинках, где буквы можно изобразить похожими на предметы.
Чтобы первоклассники лучше усвоили образ буквы, рекомендуются следующие упражнения:
к буквам, выставленным на наборном полотне, подобрать такие же у себя на парте;
выбрать нужную букву среди других, разного цвета и размера;
использовать различные виды подвижной азбуки, издаваемой для детей дошкольного возраста (буквы на карточках, на дощечках, на кубиках, в виде формочек для песка и др.);
разобрать, из каких частей состоят буквы, и составить их из палочек, вылепить из пластилина и т. д.;
нарисовать буквы в виде бордюра.
Перед выделением звука из слова и знакомством с буквой учащимся предъявляется рисунок с изображением предмета, название которого начинается с данного звука. Познакомившись с буквой, дети находят место данной букве в настенной кассе и в своей, индивидуальной. В общей кассе на кармане (домик для буквы) рядом с буквой можно прикрепить рисунок (д — дом, ж — жук, з — замок и т. д.).
Следующим немаловажным моментом обучения грамоте является работа по установлению у учащихся соотношения между звуком и буквой. Если у школьников с нормальным интеллектом связь между буквой и звуком возникает довольно просто, то во вспомогательной школе для ее установления требуется специальная тренировка.
Умственно отсталые дети, правильно выделяя звук, часто не могут показать соответствующую букву, забывают, как она называется. Однако быстрое узнавание буквы необходимо для формирования навыка чтения, так же как для письма требуется умение трансформировать звуки в буквы. Для развития этих умений рекомендуются специальные упражнения. Прежде всего, на каждом уроке чтения, особенно на первом и втором этапах обучения грамоте, необходимо повторять все пройденные буквы. Они выставляются на наборном полотне, и учащиеся хором или по вызову учителя перечисляют их подряд или выборочно.
Другие упражнения:
по названию быстро найти, показать букву и обязательно назвать. Сочетание зрительного, слухового и кинестетического образов для формирования навыка является обязательным;
по картинке определить звук, произнести его, найти и показать соответствующую букву;
найти нужную букву на наборном полотне, в кассе классной и индивидуальной, назвать ее;
напечатать букву каучуковой печаткой; написать (печатный шрифт) карандашом или ручкой в специальной тетради 1;
1 Эту тетрадь применяют для более прочного усвоения букв. Рекомендуется печатать в ней буквы, подбирать картинки на изучаемый звук, рисовать бордюры из букв.
играть в специальное буквенное лото или домино и т. д.
Можно использовать другие наглядные пособия, подбирать иные упражнения, направленные на формирование навыка соотнесения звука и буквы.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПО СЛОГАМ
Как было уже сказано, овладение чтением начинается с обучения чтению слогов. Процесс этот сложный, вызывает большие трудности у детей с нормальным интеллектом, тем более — у умственно отсталых, у которых нарушена познавательная деятельность, а также такие стороны психофизического развития (фонематический слух, произношение, моторика глаза, зрительное восприятие), которые непосредственно участвуют в акте чтения. Эти нарушения затрудняют учащимся выделение звука, уточнение его произношения, восприятие буквы, слияние звуков в слоги, переключение артикуляции одного звука на другой, перевод глаза с одной буквы на другую.
Специфические методы и приемы обучения чтению позволяют умственно отсталым школьникам овладеть чтением по слогам в течение первого класса.
Основным приемом, используемым во вспомогательной школе, является чтение «по следам анализа». Он заключается в том, что подлежащий чтению слог (а затем слово) анализируется по звуковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и прочитывается. Процесс этот проходит без особого труда, так как опирается на естественное слитное звучание разговорной речи.
Другим приемом обучения является чтение по подобию, или по аналогии, с только что прочитанным слогом, словом. По этому принципу построены слоговые таблицы (слоги с разными гласными и одной и той же согласной или с разными согласными и одной и той же гласной).
а о м с р
ма мо ма са ра дом сон
ха хо мо со ро том сом
са со му су ру ком сын
ша шо мы сы ры сом сыт
ра ро
Поскольку новые слоги (слова) близки по характеру звучания и артикуляции, они также не вызывают больших трудностей в чтении.
При обучении чтению во вспомогательной школе важно понимание читаемого. Если в норме понимание опережает процесс чтения, то умственно отсталый ребенок часто не осознает того, что читает, слова не соотносятся у него с реальными предметами и явлениями действительности.
По этой же причине при обучении чтению даже слогов должна быть предусмотрена работа над пониманием читаемого. Слог как часть слова не несет смысловой нагрузки, поэтому для анали за следует подбирать слова. Понимание их значения достигается использованием реальных предметов или предметных картинок.
1. Учащимся предлагается предмет или его рисунок. Они должны назвать этот предмет. Слово повторяется хором и отдельными учениками.
2. Анализируется слово. Устанавливается количество слогов, их последовательность (первый слог, второй слог), повторяется нужный слог.
3. Анализируется слог. Устанавливается количество звуков в слоге, их последовательность.
Работа по слоговому и звуковому анализу слова не является новой, так как проводилась в добукварный период, и обязательно сопровождается условно-графической записью:
— слово (черная линия);
— слоги (синие линии);
-звуки (гласный — красный кружок, согласный —
синий).
Частично можно использовать схему, принятую в настоящее время массовой школой:
(слово, слоги),
(слово, слоги, звуки).
После такого звукового анализа устанавливается первая буква, вторая. Буквы из настенной кассы ставятся на наборное полотно под кружком, обозначающим звук:
4. Слог прочитывает учитель, ученики — одновременно и по очереди.
5. Далее идут упражнения в составлении слога из букв разрезной азбуки на доске и на парте у каждого ученика и в чтении этого слова.
6. Со временем учащиеся не только составляют слог из букв разрезной азбуки, но и узнают его «в лицо». Этому способствует работа со слоговой таблицей, которая оформляется по типу кассы: изучили слог — нашли ему место в таблице1. Поэтому наряду с составлением слогов из букв необходимо учить детей находить эти слоги в таблице, читать их.
7. После отработки чтения слога на доске (на парте) дети обращаются к букварю. Проведя аналитическую работу по рисункам и схемам на страницах букваря, они упражняются в чтении слогов.
1 Слоги, как и буквы, должны быть подготовлены для работы со всем классом и индивидуально для каждого ученика.
Остановимся теперь на работе над каждым типом слогов.
Слоги в словах ау, уа и обратные слоги ам, ум изучаются первыми по предложенной выше схеме.
Учащиеся упражняются в их образовании и чтении, ориентируясь на первую гласную букву и последовательное прочтение согласной. Большое внимание должно быть уделено узнаванию букв, до этого изучавшихся изолированно, а теперь данных в сочетании с другими.
Наибольшую сложность представляет чтение прямого открытого слога (ма, ха, са). Первое чтение с каждой вновь изученной буквой осуществляется «по следам анализа»: если это гласная, то образовываются и читаются слоги со всеми пройденными согласными; если согласная, то образовываются и читаются слоги с данной согласной и всеми пройденными гласными. Изучение на первом и втором этапах сонорных и длительных глухих звуков облегчает овладение чтением прямого открытого слога.
Для закрепления навыка слитного чтения открытого слога рекомендуется использовать дополнительные приемы, игровые упражнения, средства наглядности.
1. Упражнение в длительном, протяжном чтении первой согласной с переключением на гласную; постепенное сокращение времени произнесения согласного:
2. Игра в «лабиринт»1.
Учитель указкой ведет «по пути» до гласной. Чем длиннее путь, тем длительнее чтение согласной, пока речедвигательные органы не перестроятся для произнесения гласной.
3. Работа по специально изготовленному пособию. Берется картонный прямоугольник такого размера, чтобы видно было ученикам, сидящим на последней парте. В прямоугольнике делается
1 Игра заимствована из методики обучения грамоте в НРБ,
карман для вставления буквы и прорезь (окошко), в которую видны буквы, напечатанные на подвижной ленте. Эта лента протягивается сзади. Ученики читают получившиеся слоги.
4. Упражнения в преобразовании слогов: в слоге, который дети уже читали, заменяется одна буква, гласная или согласная: ма, ха, са, ра, ша; ма, мо, му, мы.
5. Больше всего времени должно быть отведено на чтение слоговых таблиц.
Все эти упражнения помогают умственно отсталым школьникам преодолеть «трудности слияния», способствуют накоплению слогов, узнаваемых «в лицо», т. е. слитному слоговому чтению.
При образовании и чтении прямых открытых слогов следует проводить их сравнительный анализ с обратными. Уже указывалось, что в том и другом случае ориентиром при чтении является гласная буква. Ее можно выделить цветом, например красным. В то же время ученики вспомогательной школы в прямом слоге часто прочитывают сначала эту гласную, а затем уже согласную, т. е. читают прямой слог как обратный. Поэтому сравнение этих слогов, установление сходства в их звуковом и буквенном составе и разницы в местоположении звуков и букв имеет большое значение для овладения чтением сходных слогов, а затем слов.
Трудны для слияния слоги с взрывными глухими и звонкими согласными. Приемы обучения чтению слогов с длительными согласными здесь не годятся.
После образования и чтения слогов с взрывными согласными «по следам анализа» можно применить специальные приемы.
1. Подготовка артикуляции, т. е. чтение по аналогии с чтением длительных глухих согласных (для слогов с буквой ас). Сначала прочитываются слоги с буквой х, а затем — с к (ха-ка, хо-ко).
2. Чтение сначала второй буквы слога — гласной, а затем уже слога целиком (а-ка, а-па, а-та, а-ба, а-га, а-да). Для этого составляются таблицы с вынесенными перед слогом гласными. Затем гласные уже не выносятся, учитель только ориентирует учащихся на чтение сначала второй буквы, а затем всего слога. В дальнейшем ученики могут не читать вторую букву, учитель только обращает их внимание на нее. Таким образом, овладение чтением прямого открытого слога с мгновенными согласными проходит ряд ступеней, которые постепенно переходят во внутренний план. Следует отметить, что и учащиеся к этому времени уже подготовлены к слитному чтению более сложных слоговых структур.
Следующими по трудности образования и чтения являются закрытые слоги. На первых порах подбираются, как правило, слова, состоящие из одного закрытого слова, что содействует формированию осознанного чтения (сом, сын, хор).
1. Как и все предыдущие, закрытые слоги образуются и читаются «по следам анализа».
2. Применение других приемов опирается на то, что уже известно школьникам и легче им дается. К этому времени они владеют чтением обратного и прямого открытого слога, поэтому за
крытый слог могут образовать прибавлением буквы (с+ом, со+м, х+ор, хо+р, ш+ар, ша+р),
3. В дальнейшем используются уже известные приемы чтения путем замены букв, чтения слов по подобию в слоговых таблицах (сам — сом, дом — лом, сон — сор).
На третьем и четвертом этапах овладения грамотой при прохождении гласной и и йотированных гласных е, ё, ю, я процесс обучения чтению претерпевает некоторые изменения из-за двоякой роли этих гласных в русской графике и орфографии. В начале слова и после гласных они представляют собой слог или входят в состав обратного слога (И-ра, иг-pa, мо-и; я-ма, ям-ка, мо-я). В то же время после согласных они являются показателями их мягкости. Такая двоякая роль этих гласных в русском языке должна учитываться в работе: сначала устанавливается соответствие звука (слога) и буквы, дети упражняются в чтении обратных слогов, и только после этого можно приступать к чтению слогов с мягкими согласными. Работа строится в сравнительном плане с образованием и чтением слогов с твердыми согласными.
Ученикам предъявляются предметные картинки, иллюстрирующие пары слов (лук — люк, мышка — миска). Дети называют слова, анализируют их, выделяют первые слоги, уточняют их звуковой состав. Учитель обращает внимание первоклассников на разницу в произношении и слуховом восприятии согласных (твердость и мягкость, напряженность кончика языка при произнесении мягких согласных).
Затем согласные и гласные звуки, составляющие слог, обозначаются соответствующими буквами. Дается понятие, что перед гласными а, о, у, ы, э согласные читаются твердо, а перед е, ё, ю,
я, и — мягко; соответственно: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, ы, после мягких — и, е, ё, ю, я. В дальнейшем, читая слоги с твердыми и мягкими согласными, ученики первое время опираются на звуковой анализ с постепенным отказом от него. За основу могут быть приняты ранее рекомендованные приемы слитного чтения прямого открытого слога.
Чтение слогов и слов с буквой ь как показателем мягкости согласных уже подготовлено изучением гласной и в положении после согласных, упражнениями в различении твердых и мягких согласных. Тем не менее на усвоение этой буквы следует обратить самое серьезное внимание, поскольку у умственно отсталых школьников затруднена дифференциация твердых и мягких согласных при восприятии их на слух и в собственном произношении.
Обучение идет от знакомого к незнакомому и путем сопоставления.
1. Учащиеся уже знают слог с мягким согласным при обозначении мягкости буквой и. Поэтому в словах олени, караси, лоси они сумеют выделить слог с мягкой согласной, сказать, что после
мягкой согласной идет буква и. Анализ слов о-лень, ка-рась, лось показывает, что они состоят из двух слогов, второй слог включает три звука, последний звук мягкий. На основе анализа слово или
слог составляется из букв разрезной азбуки. Этот момент является весьма важным, так как именно здесь впервые встречается количественное расхождение произношения и написания. Учитель
объясняет, что для обозначения мягкости согласного в русском языке существует буква ь.
2. Второй способ объяснения основан на сопоставлении. Для анализа берутся слова типа угол — уголь, шест — шесть. Путем установления сходства и различия в их произношении и написании дается понятие об обозначении буквой ь мягкости согласного в русском языке.
3. Упражнения в различении на слух при чтении звуков, слогов, слов с твердыми и мягкими согласными. Главным здесь является установление количественной разницы в произношении и
написании слогов и слов с твердыми и мягкими согласными: мягкие согласные представляют собой один звук, но обозначаются двумя буквами; если стоит мягкий знак, согласную надо читать мягко:
н — нь; кон — конь
Для этого рекомендуются упражнения в составлении из букв разрезной азбуки или печатании слогов, слов.
4. Упражнения в составлении из азбуки и чтении пар букв, слогов, слов с твердыми и мягкими согласными:
с —сь ко-лос — ка-рась
т — ть мо-лот — мо-лоть
си — сь ло-си — лось
ни — нь о-ле-ни — о-лень
5. Чтение слоговых структур по подобию.
6. Упражнения в чтении слогов и слов с буквой ь.
Самыми трудными для чтения являются слоги со стечением согласных. Учащиеся должны зрительно схватывать не только знакомый им прямой открытый слог, но и впереди стоящую согласную. Находясь в сочетании, два согласных звука, как правило, воспринимаются умственно отсталыми детьми на слух и произносятся неодинаково. Один согласный по отношению к другому находится в более слабой позиции, поэтому при недостаточно развитом фонематическом восприятии и нарушении или нечеткости артикуляции пропускается при чтении и письме.
Составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов со стечением согласных осуществляется с помощью ряда последовательных приемов.
1. Чтение «по следам анализа»: звукового (установление количества звуков в слове), записи условно-графической и из букв разрезной азбуки (установление последовательности звуков и
букв в слове).
2. Наращивание слогов и слов: pa-бра, ра-гра, вол — волк, вил — свил, кот — крот.
3. Изменение формы слова: мосты — мост, кусты —куст, ли- сты — лист.
4. Преобразование слов: кот— кто.
5. Упражнения в параллельном чтении:
ра-бра-брат вол-волк ра-вра-врач пол-полк ра-гра-грач
6. Упражнения в чтении по подобию:
стол врач волк брат клюв
стул грач полк брак ключ
7. Упражнения в чтении слогов и слов со стечением согласных!
брат, бра-ли, врач, вра-чи.
Обучение чтению слов также подчиняется принципу наращивания трудностей. Вначале учащиеся составляют и учатся читать слова из двух слогов-гласных (ау, уа) и односложные слова-звукоподражания (ам, ух, ох, ах). В дальнейшем для составления слога прежде всего берется слово, из которого этот слог выделяется. И как только позволяет набор изученных слогов, они включаются в упражнения на составление и чтение слов из них. Приемы обучения чтению остаются теми же, что и при чтении слогов: «по следам анализа» с предварительным звуковым анализом, условно-графической записью и составлением из букв разрезной азбуки; по подобию; добавление недостающего слога, который составляется из букв разрезной азбуки, а затем переносится целиком из слоговой таблицы. Таким образом, учащиеся упражняются в узнавании слогов «в лицо» и в конечном итоге — в слитном слоговом чтении.
ЧТЕНИЕ ПО БУКВАРЮ
Букварь является первой книгой для чтения. Встреча с ним всегда радует первоклассников, в том числе и умственно отсталых. Поэтому нужно оформить эту встречу празднично, в игровой ситуации.
Первые занятия по букварю велись уже в добукварный период: рисунки на первых его страницах использовались для развития речи, фонематического слуха, зрительного восприятия и моторики. Букварь в это время выступал как вспомогательное средство.
В период обучения грамоте на первых порах букварь также играет вспомогательную роль, так как учащиеся еще не соотносят написанное с его предметным окружением, задача учителя — приучить их пользоваться букварем как книгой, из которой многое можно узнать.
Существуют различные приемы обучения детей ориентироваться в букварной страничке — использование указки, закладки и др. Умственно отсталым первоклассникам особенно трудно работать с букварем. Поэтому к данной учебной книге для вспомогательной школы предъявляются особые требования — красочное оформление, структурная четкость и точность, большое количество рисунков, целесообразность их применения для решения различных задач и др.
Постепенно из дополнительного средства обучения букварь становится основным. Если на первых этапах букварь дается учащимся после отработки всех вариантов чтения на наборном полотне, по таблицам, то в дальнейшем такая работа выступает как дополнительное, вспомогательное средство, а главным является букварь. Исключение должны составлять сложные случаи составления и чтения слогов.
Классическая букварная страница, как правило, включает материал для выделения звука, знакомства с буквой, составления слогов, слов из этих слогов. В этой части много предметных рисунков, которые используются для выработки необходимых навыков и способствуют установлению у учащихся связи между чтением книжного текста и живой речью.
Для включения изученных слов в предложения на букварной страничке обязательно находится сюжетная или ситуативная картинка с подписью под нею. Прежде чем прочитать эту подпись, дети рассматривают иллюстрацию, разбирают ее содержание и только после этого прочитывают предложение.
Работа над текстами, данными на страницах букваря, ведется в соответствии с традиционной методикой работы над текстом, принятой во вспомогательной школе. Краткая вступительная беседа может быть ограничена разбором иллюстрации. Далее следует первое чтение учителя и вопрос «О чем мы прочитали?» или «Что говорится в этом рассказе?», направленный на выяснение общего понимания содержания читаемого.
Повторное чтение учителя представляет собой образец для формирования у учащихся навыка правильного, слогового чтения. Поэтому необходимо приучить детей следить за чтением учителя и товарищей, используя указку или закладку.
Следующим моментом является чтение учеников. Как правило, в первом классе они читают «по цепочке», один за другим, или по выбору учителя. Обычно начинают ученики более сильные. Важно, чтобы весь класс прочитал текст и активно участвовал в работе. Активизации учащихся способствуют требования следить за чтением товарищей, находить допущенные ошибки, перечитывать текст заново, с учетом поправок. Если ребенок, сделав ошибку, после указания учителя или товарищей не перечитывает правильно повторно, а продолжает чтение дальше или же текст читает уже другой ученик, ошибка не исправляется, а закрепляется. Она ведет к неправильному пониманию прочитанного. Следовательно, здесь же надо спросить, о чем прочитал ученик, что значит это слово, добиться правильного чтения, адекватного понимания. Только тогда будет формироваться навык правильного чтения, когда одним из основных моментов обучения явится контроль и самоконтроль.
Уже в букварный период можно требовать от учащихся ответов на вопросы по тексту, которые являются подготовкой к пересказу, выборочному чтению (найти и прочитать предложения о ком-то или о чем-то). Такая работа будет способствовать формированию навыка сознательного чтения на том элементарном материале, который дается в первом классе вспомогательной школы.