Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности
ЛЕКЦИЯ 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Введение в предмет «Физическая культура»
В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего-периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в качестве федерального компонента основных образовательных программ.
Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание социальной роли физической культуры в развитии лич
ности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-биологических и практических основ физической
культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической
культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовер
шенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях фи
зическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечи
вающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие,
развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и
свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента
к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-
спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональ
ных целей.
Содержание дисциплины «Физическая культура» включает три раздела: теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; самостоя-
тельно выполняемый практический раздел - состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности; контрольный, определяющий уровень знаний студентов заочной формы обучения в области теории и методики физического воспитания.
Базовой формой организации учебного процесса являются обязательные занятия по физическому воспитанию, проводимые в основном, специальном и спортивном учебных отделениях. Организация учебных отделений проводится в начале учебного года и начинается с анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, их спортивной квалификации и физкультурных интересов.
Основное отделение составляют студенты основной и подготовительной медицинских групп. Учебные занятия в этих группах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную и общефизическую направленность. Основными задачами учебного процесса являются оздоровление, рекреация, переключение студентов на другой вид деятельности. Однако не менее важны для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, задачи общей физической подготовленности и образовательно-воспитательные.
В специальное учебное отделение зачисляют студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти студенты ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью учебного процесса в специальном отделении является оздоровление студентов. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи физического воспитания.
В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе.
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума - регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания (табл. 1, табл. 2).
Таблица 1 - Обязательные тесты определения физической
подготовленности студентов ЖЕНЩИНЫ
№ п/ 'п | Тесты | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
Бег 100м (сек) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | |
Бег 2000 м (мин. сек) | 10.15 | 10.50 | 11.15 | 11.50 | |
Поднимание туловища в | |||||
сед из положения лежа, | |||||
ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз) |
МУЖЧИНЫ
№ п/ 'п | Тесты | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
Бег 100 м(сек) | 13,2 | 13,8 | 14,0 | 14,3 | |
Бег 3000 м (мин. сек) | 12.00 | 12.35 | 13.10 | 13.50 | |
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
Таблица 2 - Дополнительные тесты оценки физической подготовленности студентов
№ п/ п | Тесты | ЖЕНЩИНЫ | МУЖЧИНЫ | ||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4» | «3» | «2» | ||
Прыжки в длину с места (см) | |||||||||
Приседание на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на каждой) | |||||||||
В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз) |
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков студентов по дисциплине является зачет.
Зачет проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы по билетам, которые включают два вопроса. Студент по выбору отвечает на один из них
Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе. К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и др.
Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности
Физическая культура- органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:
• деятелышстный (физическая культура как процесс или способ ра
ционально организованной преобразовательной деятельности). Физиче
ская культура как род деятельности имеет в качестве отличительной осо
бенности то, что ее специфическую основу составляет двигательная ак
тивность человека, направленная на развитие и сохранение его деятель
ных сил. Другими словами, ее специфические компоненты представлены
рациональными способами двигательной активности. Важно учесть, что к
таким способам относятся лишь те, которые позволяют наилучшим обра
зом сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки,
обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств,
улучшить состояние здоровья;
• предметно-ценностный (физическая культура как совокупность
«предметов», представляющих определенную ценность для удовлетворе
ния общественных и личностных потребностей). Физическая культура как
совокупность предметных ценностей представлена комплексом матери
альных и духовных благ, созданных в обществе для и в результате физ
культурной деятельности. Они представляют ценностное содержание фи
зической культуры и являются предметом освоения, использования и
дальнейшего развития, К таким ценностям можно отнести занятия в области физической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу;
• персонифицированно-результативный (физическая культура как результат деятельности, воплощенный в самом человеке). Эти результаты могут представлять собой уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетику форм тела и др. Физическая культура как персонифицированный результат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физкультурное образовХние.
Физическая культура имеет свою структуру, в которую входят такие компоненты как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление).
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных умений и навыков.
Спорт (игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней) основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.
Физическая рекреация (отдых, развлечение) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Рассмотренные выше структурные компоненты физической культуры как понятия входят также в категориальную систему теории физической культуры. Помимо них к основным понятиям физической культуры относят:
физическая подготовка- вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста);
физическая подготовленность - результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая);
физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие - это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела него частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма);
физические упражнения -- движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры;
физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека.
Контрольные вопросы по теме № 1
1. Цель занятий физической культурой и спортом.
2. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании лично
сти.
3.Понятие "Физическая культура", "Спорт".
4. Понятие "Физическое воспитание", "Физическое развитие".
5. Понятие "Физическая подготовка", "Физическая подготовлен
ность", "Физическое совершенство."
6. Понятие "Физическое упражнение", разновидности использования
и влияния физических упражнений на организм человека.
Тестовые задания по теме № 1 с одним правильным ответом:
1.1 Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях:
а) этическое
б)военное
в) интернациональное
г) физическое
д) эстетическое
(Ответ: г)
1.2 Дисциплина, которая является частью общей культуры общества, и направлена на укрепление и повышение уровня здоровья, все
стороннее развитие физических способностей, использование их в
общественной практике и повседневной жизни:
а) спорт
б) медицина
в)валеология
г) физическая культура (Ответ: г)
1.3 Вид физической культуры, целью которого является достижение наивысших спортивных результатов:
а) туризм
б) профессионально-прикладная
в) спорт
г) оздоровительно-реабилитационная
д) спортивно-реабилитационная
е) фоновая
(Ответ: в)
1.4 Вид физической культуры, являющийся основой формирования «школы движений»
а) базовая
б) гигиеническая
в) лечебная
г) адаптивная
(Ответ: а)
1.5 Принцип распределения студентов по учебным группам для
занятий физической культурой:
а) гибкость
б) состояние здоровья
в) жизненный индекс
г) весо-ростовой индекс
(Ответ: б)
Тестовое задание по теме №1 с двумя правильными ответами:
1.6 Подразделы практического раздела дисциплины «физическая
культура»
а) соревновательный
б) методико-практический
в) учебно-тренировочный
г) подготовительный
(Ответы: б, в)
Тестовые задания по теме №1 с тремя правильными ответами:
1.7 Цели физкультурного образования:
а) усвоение теоретических основ дисциплины «Физическая культура»
б) выполнение спортивных разрядов
в) приобщение к здоровому образу жизни
г) участие в студенческих спортивных соревнованиях
д) формирование потребности в физическом самосовершенствовании
(Ответы: а, в, д)
1.8 Разделы дисциплины «физическая культура»
а) вводный
б) зачетный
в) теоретический
г) практический
д) контрольный
(Ответы: в, г, д)
1.9 Медицинские группы, на которые делятся студенты по результатам медицинского осмотра
а) основная
б) подготовительная
в) специальная
г) спортивная
(Ответы: а, б, в)