Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2
(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...
(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (Ю)Опишите дерево. (П)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение... (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
— (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы привали в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. (16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.
(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало...
(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.
(31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.
(По В. Катаеву)*
* Катаев Валентин Петрович (1897-1986) — русский писатель. Определяют два главных направления его творчества — героическая патетика и сатира.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
А1
А2
В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Что необходимо, по мнению И. Бунина, для того, чтобы познать истинную поэзию, стать настоящим поэтом»?
1) — (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.
2) (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия...(10) Опишите дерево. (И)Море. (12)Скамейку.
3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое.
4) (26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного!
Укажите слово из текста, которое имеет значение:«объяснение, раскрывающее содержание, смысл чего-либо».
1) талант (предложение 3)
2) определение (предложение 13)
3) предмет (предложение 18)
4) жизнь (предложение 26)
A3
А4
А5
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) (14) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
2) (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ВСМОТРЕТЬСЯ 11 букв и 9 звуков.
2) В слове ЧЕРЕЗ последний согласный звук — [с].
3) В слове ПИШИТЕ все согласные звуки мягкие.
4) В слове ЮНОСТЬ первый звук — [j].
4)скрипач |
Укажите слово с проверяемой безударнойгласной в корне.
1) предмет 2) комнату 3) скамейка
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28
А6
А7
Bl
B2
ВЗ
В4
В5
В каком слове правописание приставкиопределяется её значением — « приближение » ?
1) перелистывала 3) превратиться
2) прислушивайтесь 4) принесите
В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В краткой форме страдательного причастия пишется Н»?
1) безраздельно (предложение 30) 3) неизбежно (предложение 3)
2) сказано (предложение 15) 4) невозможно (предложение 15)
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Замените разговорное слово «вздор»в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.
Ответ:_______________________ .
Замените словосочетание «стеклянная дверь»(предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________ .
Выпишите грамматическую основупредложения 22.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 1—7 найдите предложения, осложнённые однородными членами.Напишите номера этих предложений.
Ответ:_______________________ .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Например/1* опишите вьющийся куст этих красных цветов/2* которые тянутся через ограду/3* хотят заглянуть в комнату/4* посмотреть через стеклянную дверь/5* что мы тут с вами делаем...
— Наконец/6* опишите воробья/7* — сказал Бунин/8* — я знаю: вы пришли в отчаяние от того/9* что всё уже сказано/10* все стихи написаны до вас/11* новых тем и новых чувств нет/12* все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у меня тоже были подобные мысли/13* доводившие меня до сумасшествия. Но это/14* милостивый государь/15* вздор.
Ответ:_______________________ .
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
В6
В7
В8
В9
Укажите количество грамматических основв предложении 20. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_______________________ .
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
Например/1* опишите вьющийся куст этих красных цветов/2) которые тянутся через ограду/3* хотят заглянуть в комнату/4* посмотреть через стеклянную дверь/5* что мы тут с вами делаем...
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 1-9 найдите сложноепредложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 26-31 найдите сложноепредложение с бессоюзнойи союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Q2 I Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного
лингвиста Ильи Наумовича Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-
мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков
смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».Аргументируя свой
ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Н. Горелова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ВАРИАНТ 27