Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

Теория и методика воспитания

Целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений, называется воспитание.

В узком смысле воспитание рассматривается как …

· специально организуемая деятельность педагога и воспитанника по реализации целей образования в условиях педагогического процесса

· общественное явление, воздействие общества на личность

· непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза

· систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности

Результатом процесса воспитания является воспитанность личности.

К особенностям воспитательного процесса не относится …

· экономичность

· непрерывность

· комплексность

· вариативность

Установление взаимосвязи ценностей и целей воспитания осуществляется с учетом позиций аксиологического подхода к воспитанию.

Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.

Самоанализ, самоотчет и самоконтроль являются необходимыми компонентами самовоспитания.

Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе перевоспитания.

Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется этнопедагогика.

Единство национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности является основным принципом такой науки, как этнопедагогика.

Обосновывая идею национального своеобразия воспитания, К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности воспитания.

Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям называется толерантностью.

Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется патриотизм.

Движущими силами процесса воспитания являются противоречия.

(Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания)

Противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования относится к движущим силам воспитания.

(Движущими силами воспитания являются также объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию)

Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания называются …

· закономерностями

· методами воспитания

· принципами

· формами организации воспитания

В основе закономерностей процесса воспитания лежат …

· устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами

· противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями

· принципы организации воспитания

· индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания относится к … процесса воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам

· педагогическим правилам

Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и развития личности относится к … воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам организации

· целям

Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе относится к … воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам организации

· целям

Закон … утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны.

· со-трансформации педагога и воспитанника

· целостного развития человека

· развития через преодоление

· возрастания потребности в значимом другом

Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются … воспитания.

· принципами

· законами

· закономерностями

· правилами

Принципы воспитания вытекают из … воспитания.

· закономерностей

· методов

· целей

· содержания

Поощрение разумной инициативы и активности воспитанников является важнейшим условием реализации принципа …

· деятельностного подхода в воспитании

· опоры на положительное в личности

· сочетания высокой требовательности к воспитаннику с уважением к нему

· культурологического подхода в воспитании

Подход к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …

· воспитания с опорой на положительные качества человека

· учета возрастных и индивидуальных особенностей

· воспитания в коллективе и через коллектив

· связи воспитания с жизнью и трудом

Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, учет его интересов и индивидуальных предпочтений являются условиями реализации принципа …

· гуманистической ориентации воспитания

· природосообразности воспитания

· воспитания в коллективе и через коллектив

· связи воспитания с жизнью

(Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрение, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка)

Важнейшим условием реализации принципа воспитания в коллективе и через коллектив является …

· определение перспектив развития коллектива, объединяющих всех воспитанников

· побуждение детей к самовоспитанию

· принципиальное и последовательное предъявление к воспитанникам педагогических требований

· единство взглядов всех педагогов, работающих в детском коллективе

Ограничение воспитательного пространства рамками школы, преобладание просветительских форм воспитания свидетельствуют о несоблюдении принципа …

· связи воспитания с жизнью

· культуросообразности воспитания

· опоры на положительное в личности воспитанника

· единства воспитательных воздействий

Одновременная реализация всех принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса обусловлена таким требованием к их применению, как …

· комплексность

· равнозначность

· обязательность

· вариативность

Описание и разработку основных направлений воспитания (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.) включает в себя содержательный компонент процесса воспитания.

Технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к … компоненту воспитания.

· оценочно-результативному

· целевому

· содержательному

· оценочно-содержательному

(Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса предполагает проверку, оценку и анализ результатов воспитания. Целевой компонент воспитательного процесса включает определение целей и задач воспитания. Содержательный компонент педагогического процесса включает разработку содержания воспитания и его основных направлений (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.))

Совместное с воспитанником определение его интересов, ценностных установок, способов преодоления затруднений в его саморазвитии называется педагогическим(-ой) …

· поддержкой

· сопровождением

· руководством

· консультированием

(Поддержка в сравнении с сопровождением эпизодична. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей)

К субъектам деятельности воспитательной системы относятся …

· педагоги

· учащиеся

· учреждения культуры

· социум

Компонентами педагогической системы являются …

· цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей

· субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними

· знания, умения, навыки учащихся

· авторитарное управление

Важнейшими компонентами воспитательной системы являются …

· среда воспитательной системы

· отношения между субъектами воспитательной системы

· традиционные технологии обучения и воспитания

· авторитарный характер воспитания

На этапе становления воспитательной системы происходит …

· формирование концепции воспитательной системы

· создание воспитательного коллектива школы

· рождение коллективных традиций

· развитие системы самоуправления

Соотнесите функции воспитательной системы и их характеристики.

1. Интегрирующая - систематизация несогласованных воспитательных воздействий

2. Регулирующая - упорядочение воспитательного процесса

3. Развивающая - обеспечение динамики воспитательной системы

4. Защитная - обеспечение социальной защиты

Развивающая функция воспитательной системы обеспечивает …

· оптимальное функционирование системы

· постоянное совершенствование системы

· упорядочение воспитательных воздействий

· обеспечение социальной защиты воспитанников

Управление воспитательной системой может быть реализовано через такие органы, как …

· общее собрание

· совет дела

· коммунарский сбор

· совещание при директоре

· педагогический консилиум

Механизм функционирования воспитательной системы включает …

· управление и самоуправление системой

· системообразующие виды деятельности

· показатели эффективности воспитательной системы

· цели и задачи воспитательной системы

По типу организации воспитания воспитательные системы традиционно делятся на …

· авторитарные

· гуманистические

· традиционные

· инновационные

Основы теории воспитательных систем были заложены …

· Л. И. Новиковой

· В. А. Караковским

· Я. А. Коменским

· К. Д. Ушинским

Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …

· В.А. Сухомлинским

· А.С. Макаренко

· И. Гербартом

· П.Ф. Каптеревым

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· высокий авторитет школы среди учащихся и их родителей

· наличие традиций, прочность связи поколений

· консервативный подход к выбору методов и форм воспитания

· авторитарный характер воспитания

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· сложившийся образ школы

· благоприятный психологический климат школьного сообщества

· авторитарный стиль управления

· изолированность воспитательной системы от влияния социума

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы

· психологический климат

· мероприятийный характер деятельности

· авторитарный характер управления

Наши рекомендации