Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
Теория и методика воспитания
Целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений, называется воспитание.
В узком смысле воспитание рассматривается как …
· специально организуемая деятельность педагога и воспитанника по реализации целей образования в условиях педагогического процесса
· общественное явление, воздействие общества на личность
· непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза
· систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности
Результатом процесса воспитания является воспитанность личности.
К особенностям воспитательного процесса не относится …
· экономичность
· непрерывность
· комплексность
· вариативность
Установление взаимосвязи ценностей и целей воспитания осуществляется с учетом позиций аксиологического подхода к воспитанию.
Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.
Самоанализ, самоотчет и самоконтроль являются необходимыми компонентами самовоспитания.
Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе перевоспитания.
Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется этнопедагогика.
Единство национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности является основным принципом такой науки, как этнопедагогика.
Обосновывая идею национального своеобразия воспитания, К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности воспитания.
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям называется толерантностью.
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется патриотизм.
Движущими силами процесса воспитания являются противоречия.
(Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания)
Противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования относится к движущим силам воспитания.
(Движущими силами воспитания являются также объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию)
Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания называются …
· закономерностями
· методами воспитания
· принципами
· формами организации воспитания
В основе закономерностей процесса воспитания лежат …
· устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами
· противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями
· принципы организации воспитания
· индивидуальные и возрастные особенности учащихся
Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания относится к … процесса воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам
· педагогическим правилам
Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и развития личности относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
· целям
Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
· целям
Закон … утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны.
· со-трансформации педагога и воспитанника
· целостного развития человека
· развития через преодоление
· возрастания потребности в значимом другом
Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются … воспитания.
· принципами
· законами
· закономерностями
· правилами
Принципы воспитания вытекают из … воспитания.
· закономерностей
· методов
· целей
· содержания
Поощрение разумной инициативы и активности воспитанников является важнейшим условием реализации принципа …
· деятельностного подхода в воспитании
· опоры на положительное в личности
· сочетания высокой требовательности к воспитаннику с уважением к нему
· культурологического подхода в воспитании
Подход к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …
· воспитания с опорой на положительные качества человека
· учета возрастных и индивидуальных особенностей
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью и трудом
Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, учет его интересов и индивидуальных предпочтений являются условиями реализации принципа …
· гуманистической ориентации воспитания
· природосообразности воспитания
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью
(Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрение, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка)
Важнейшим условием реализации принципа воспитания в коллективе и через коллектив является …
· определение перспектив развития коллектива, объединяющих всех воспитанников
· побуждение детей к самовоспитанию
· принципиальное и последовательное предъявление к воспитанникам педагогических требований
· единство взглядов всех педагогов, работающих в детском коллективе
Ограничение воспитательного пространства рамками школы, преобладание просветительских форм воспитания свидетельствуют о несоблюдении принципа …
· связи воспитания с жизнью
· культуросообразности воспитания
· опоры на положительное в личности воспитанника
· единства воспитательных воздействий
Одновременная реализация всех принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса обусловлена таким требованием к их применению, как …
· комплексность
· равнозначность
· обязательность
· вариативность
Описание и разработку основных направлений воспитания (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.) включает в себя содержательный компонент процесса воспитания.
Технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к … компоненту воспитания.
· оценочно-результативному
· целевому
· содержательному
· оценочно-содержательному
(Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса предполагает проверку, оценку и анализ результатов воспитания. Целевой компонент воспитательного процесса включает определение целей и задач воспитания. Содержательный компонент педагогического процесса включает разработку содержания воспитания и его основных направлений (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.))
Совместное с воспитанником определение его интересов, ценностных установок, способов преодоления затруднений в его саморазвитии называется педагогическим(-ой) …
· поддержкой
· сопровождением
· руководством
· консультированием
(Поддержка в сравнении с сопровождением эпизодична. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей)
К субъектам деятельности воспитательной системы относятся …
· педагоги
· учащиеся
· учреждения культуры
· социум
Компонентами педагогической системы являются …
· цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей
· субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними
· знания, умения, навыки учащихся
· авторитарное управление
Важнейшими компонентами воспитательной системы являются …
· среда воспитательной системы
· отношения между субъектами воспитательной системы
· традиционные технологии обучения и воспитания
· авторитарный характер воспитания
На этапе становления воспитательной системы происходит …
· формирование концепции воспитательной системы
· создание воспитательного коллектива школы
· рождение коллективных традиций
· развитие системы самоуправления
Соотнесите функции воспитательной системы и их характеристики.
1. Интегрирующая - систематизация несогласованных воспитательных воздействий
2. Регулирующая - упорядочение воспитательного процесса
3. Развивающая - обеспечение динамики воспитательной системы
4. Защитная - обеспечение социальной защиты
Развивающая функция воспитательной системы обеспечивает …
· оптимальное функционирование системы
· постоянное совершенствование системы
· упорядочение воспитательных воздействий
· обеспечение социальной защиты воспитанников
Управление воспитательной системой может быть реализовано через такие органы, как …
· общее собрание
· совет дела
· коммунарский сбор
· совещание при директоре
· педагогический консилиум
Механизм функционирования воспитательной системы включает …
· управление и самоуправление системой
· системообразующие виды деятельности
· показатели эффективности воспитательной системы
· цели и задачи воспитательной системы
По типу организации воспитания воспитательные системы традиционно делятся на …
· авторитарные
· гуманистические
· традиционные
· инновационные
Основы теории воспитательных систем были заложены …
· Л. И. Новиковой
· В. А. Караковским
· Я. А. Коменским
· К. Д. Ушинским
Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …
· В.А. Сухомлинским
· А.С. Макаренко
· И. Гербартом
· П.Ф. Каптеревым
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· высокий авторитет школы среди учащихся и их родителей
· наличие традиций, прочность связи поколений
· консервативный подход к выбору методов и форм воспитания
· авторитарный характер воспитания
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· сложившийся образ школы
· благоприятный психологический климат школьного сообщества
· авторитарный стиль управления
· изолированность воспитательной системы от влияния социума
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы
· психологический климат
· мероприятийный характер деятельности
· авторитарный характер управления