Система воспитательной работы в органах внутренних дел
В работе с личным составом ОВД особая роль принадлежит воспитательным аппаратам — специализированным подразделениям, организующим и непосредственно осуществляющим работу по формированию государственно-правового мировоззрения, профессионально-нравственному, правовому и патриотическому воспитанию и формированию культуры межнациональных отношений, эстетическому воспитанию. Именно работники воспитательного аппарата ОВД являются связующим звеном между различными неспециализированными субъектами воспитательной работы, мобилизуют личный состав на выполнение служебных задач, повышают профессиональную культуру и общий кругозор, укрепляют веру в закон и справедливость, прививают уважение к правам граждан, укрепляют морально-психологический климат в служебных коллективах.
Цель воспитательной работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел в настоящее время состоит в формировании и развитии личности сотрудника как гражданина и профессионала, обладающего высокими нравственно-этическими и мировоззренческими качествами; в сплочении коллективов учреждений, органов, подразделений, групп и развитие их до уровня воспитывающих коллективов; в мобилизации личного состава на качественное решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Достижения указанной цели предполагает решение следующих задач:
• формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
• мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение профессиональных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;
• обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь профессиональное становление и формирование личности молодых сотрудников органов внутренних дел;
• воспитание уважения к профессиональным традициям, ритуалам, истории, культуре, языку и традициям народов Российской Федерации;
• расширение общекультурного уровня личного состава, культуры профессионального и межличностного общения;
• воспитание у сотрудников ОВД профессионально важных качеств, необходимых для осознанного и качественного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;
• активизация процесса самообразования и самовоспитания сотрудника;
• формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;
• использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;
• формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престижа милиции, профессии сотрудника ОВД;
• психологическое сопровождение работы с кадрами органов внутренних дел, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;
• формирование физически и эстетически развитой личности через проведение спортивно-массовой, досуговой, культурно-просветительной работы.
К числу актуальных направлений совершенствования воспитательной работы относятся:
• создание обновленной эффективной модели воспитательной работы, основанной на современных психолого-педагогических и социологических подходах, учитывающей позитивный отечественный и зарубежный опыт, свободной от формализма и бумаготворчества, а также не оправдавших себя и отживших принципов, форм и методов ее организации;
• обеспечение профессиональной направленности и реального позитивного воздействия воспитательной работы па результативность оперативно-служебной деятельности, морально-психологический климат в служебных коллективах органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава;
• повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности;
• создание системы изучения со всеми категориями личного состава важнейших этических принципов, правил и норм службы в органах внутренних дел, формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, их правовой культуры, практической готовности к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы;
• организация результативного взаимодействия воспитательных аппаратов с подразделениями собственной безопасности, кадрового и психологического обеспечения, инспекциями по личному составу в разработке и реализации мер по искоренению в рядах сотрудников органов внутренних дел фактов коррупции, взяточничества, поборов, круговой поруки, предательства интересов службы, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и иных проявлений девиантного поведения;
• совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России посредством ведения системной исторической, музейной и мемориальной работы, развития форм устной пропаганды и средств наглядности в информационно-пропагандистском обеспечении оперативно-служебной деятельности;
• формирование у сотрудников органов внутренних дел готовности и умения противостоять негативному информационно-психологическому воздействию организованных преступных сообществ и террористических организаций, попыткам проникновения в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии политического и религиозного экстремизма;
• использование духовно-нравственного и культурного потенциала традиционных конфессий (христианства, ислама, иудаизма, буддизма) в работе по формированию положительного имиджа органов внутренних дел, профессионального воспитания личного состава, психологической реабилитации сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях;
• обеспечение реализации на практике принципов дифференцированного и индивидуального подходов к организации воспитательной работы с личным составом, разработка и внедрение специальных профессионально-ориентированных программ воспитания сотрудников органов и подразделений системы МВД России;
• восстановление системы информационно-пропагандистского воздействия на личный состав с использованием ведомственных средств массовой информации, возможностей новых информационных технологий, в том числе единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел, автоматизированных справочно-правовых систем, общественно-государственной подготовки, создание общественного лекторского актива из числа ученых и преподавателей, профессиональных политологов, историков и экономистов, введение в органах и подразделениях системы МВД России единых дней государственно-правового информирования личного состава;
• создание эффективной комплексной системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, проведение контртеррористических и иных специальных мероприятий, направив ее на формирование готовности личного состава к самоотверженному выполнению служебного долга, достижению целей и решению задач антитеррористической деятельности, поддержание и восстановление благоприятного морально-психологического состояния личного состава;
• активизация сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно-эстетического воспитания личного состава, престижа милицейской службы и формирования ее позитивного имиджа; учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечение сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих (музыкальных, художественных, литературных) смотрах и конкурсах.