Цели и задачи профилактики девиантного поведения детей и подростков
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.
Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Основные цели профилактики:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Задачи:
1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Вопрос № 21.
Виды и принципы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.
Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Виды профилатики:
Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения или на повышение устойчивости личности к этим факторам.
Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения.
Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.
Вторичная профилактика включает в себя следующие направления:
- определение факторов риска и выделение, так называемых, групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;
- выявление лиц с нарушением поведения; психологическая коррекция выявленного девиантного поведения.
Принципы:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
- адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик);
- массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремлённость в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения);
— единство диагностики и коррекции;
— нормативности развития;
— системность развития психической деятельности;
— деятельностный принцип коррекции;
— нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
— понимание и сочувствие;
— прагматизм психолого-педагогического воздействия;
— приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
— творческое сочетание специализации и комплексности в профилактической работе;
— профессионализм специалистов.
Вопрос № 22.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Основные документы в области профилактики правонарушений:
1. Закон РБ от 10.11.2008. № 453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
2. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 « О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 « Об утверждении Положения о Совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Приказ Министерства образования от 17.05. 2010 г. № 317 «О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение»
6. Закон РБ от 10.11.2008. № 453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
7. Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности.
Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе:
Бродяжничество – социальное явление, порождаемое материальной необеспеченностью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) и отсутствием у них жилья (приюта), выраженное в постоянной перемене места жительства (места пребывания) (далее – место жительства), уклонении от трудовой деятельности, существовании за счет попрошайничества или других случайных источников;
Индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений, уполномоченными в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь, по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения (далее – граждане, склонные к противоправному поведению), в целях недопущения совершения ими правонарушений;
Профилактика правонарушений– система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь;
Законодательство Республики Беларусь в области профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и включает настоящий Закон, государственные программы по борьбе с преступностью, утверждаемые указами Президента Республики Беларусь, региональные программы по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемые решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, и другие акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Основные принципы деятельности по профилактике правонарушений
Деятельность по профилактике правонарушений основывается на принципах:
- законности;
- гуманизма;
- демократизма;
- плановости и системности;
- защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
- индивидуального подхода к гражданам, в отношении которых имеются основания для принятия мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений;
- скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций;
- государственной поддержки участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике правонарушений;
- ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, иных организаций за нарушение законодательства Республики Беларусь в области профилактики правонарушений.
Субъектами профилактики правонарушений являются:
- органы внутренних дел;
- органы прокуратуры;
- органы государственной безопасности;
- органы пограничной службы;
- таможенные органы;
- орган государственной охраны;
- органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – органы финансовых расследований);
- органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- органы управления здравоохранением и государственные организации здравоохранения (далее – организации здравоохранения);
- органы управления образованием и государственные учреждения образования (далее – учреждения образования);
- органы по труду, занятости и социальной защите;
- органы опеки и попечительства;
- органы юстиции (Министерство юстиции Республики Беларусь и входящие в его систему подразделения (организации));
- другие государственные органы (организации), указанные в главе 3 настоящего Закона;
- добровольные дружины;
- иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь.
Вопрос №23.
НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Легко обнаружить детей с отклоняющимся поведением по признакам, выделенным В.П. Кащенко. Дефективность характера, утверждает он, связана с физическими признаками: «Дети, исключительные в отношении характера, отличаются от строго нормальных детей целым рядом соматических (телесных) признаков: общей слабостью и малокровием, эндокринными нарушениями, неправильным строением головы, лица, ушей, зубов, всего корпуса, недостаточным или чрезмерным развитием мимики и жестикуляции, очень низким или слишком тонким, высоким голосом (фальцет), различными снижениями зрения и слуха, мигренями. Сюда же относится плохой аппетит, расстройство сна, некоторые дефекты речи (дислалия и заикание), недержание мочи (энурез)».
- Основная причина отклоняющегося поведения - эмоциональная напряженность. Она проявляется в различной степени: от легкой, тонизирующей, вызывающей естественное желание побегать, пошалить, пошкодничать до тяжелой, чреватой глубокими расстройствами и деструктивным поведением.
По общности целей выделены три главные стратегии девиантного поведения:
1) удовлетворение требований;
2) реализация власти;
3) совершение мести.
Детей с такими стратегиями поведения назовем соответственно требовательными, властными, мстительными. Рассмотрим их намерения и характерные пути достижения своих целей.
Требовательные дети
Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель - привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания.
Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся возле учителя, лезут «в глаза», задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение учителя. Чтобы на них обратили внимание, выставили перед другими, похвалили, они готовы на все. Часто такие дети ходят в фаворитах у учителей, но настоящей целью их поведения является самовозвышение, а не сотрудничество.
Характерные особенности поведения требовательного ученика:
- хорошее поведение, надежный, постоянный помощник учителя;
- прилежный, старательный;
- назойливый, непостоянный, неуравновешенный, ревнивый;
- способен на мелкие пакости, чтобы отомстить учителю и друзьям «за измену»;
- повышенная тревожность;
- любит приврать, приукрасить события.
Властные дети.
Скрытая цель детей - власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?» С пеленок они уверовали: их любят только тогда, когда им уступают. Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т. е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко и грубо. Хочет верховодить, взрывается гневом, делает все наоборот. Работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.
Видимые признаки поведения:
- ленивый, неопрятный, с плохими манерами;
- недоверчивый, непослушный;
- часто ощетинивается и возражает;
- забывает обещания, не держит слово;
- если сильный физически, то обижает всех, кто слабее;
- если слабый физически, то боится сильных, труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом.
Мстительные дети.
Цель - месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?
Характерные особенности поведения:
- замкнутый, понурый, заторможенный;
- нередко с задержкой психического, социального развития;
- делает больно другим, когда ему больно;
- легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы;
- болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;
- имеет плохие привычки, скрытые пороки;
- любит оставаться наедине со своими переживаниями;
- уходит от общения;
- подвержен суицидным настроениям.
По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:
Непослушание (шалость, озорство, проступок), негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, дерзость, недисциплинированность, правонарушения
Вопрос № 24.