Понятие и сущность здоровья, и здорового образа жизни
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
А. Шопенгауэр
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения).В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».Как видим, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Здоровье человека, согласно данным С. В. Попова (95, с 9-10), зависит на 20 % от наследственных факторов, 20 % – от внешне средовых условий, от экологии, 10 % – от деятельности системы здравоохранения, 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств.
С. В. Попов отмечает, что образ жизни– биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания.
Ю.П.Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
В современном образовании существует проблема недостаточной разработанности самого понятия «здоровый образ жизни». В последние годы в исследовании этой проблемы появилось несколько направлений:
-философско- социологическое;
- медико-гигиеническое;
- социальное;
- психолого- педагогическое.
Наиболее разработано медико-гигиеническое. Так, по мнению А.П. Лаптева, «ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия».
В своем исследовании мы учитывали междисциплинарный подход к определению понятия «здоровый образ жизни», опираясь на его трактовки в социологии, философии, медицине, валеологии, социальной гигиене и экологии человека.
В философско- социологическом направлении «здоровый образ жизни- это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях», это ориентированность деятельности личности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Применительно к образованию мы рассматриваем понятие «здоровый образ жизни школьника»как способ жизнедеятельности, который способствует сохранению, укреплению и формированию здоровья школьника. Здоровый образ жизни подразумевает соблюдение здорового качества жизни и здорового стиля жизни. Качество жизни, с одной стороны, характеризуется условиями жизни школьника ( экологическими, природными и социальными), включающими в себя условия быта, труда и досуга. С другой стороны, качество жизни школьника характеризуется субъективными социально психологическими показателями.К ним относятся:
- степень удовлетворенности своей дееспособностью, состояние здоровья и психологическим состоянием;
- степень удовлетворенности качеством и полнотой встроенности в социальную инфраструктуру ( семья, общество);
-адекватность самооценки, соответствие индивидуальной и принятой в обществе систем морали и ценностей.
Здоровый стиль жизни(образ жизни в узком значении) – это поведенческие особенности жизнедеятельности школьника, его поступки и привычки, которые обеспечивают сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Элементами здорового стиля жизни школьника являются:
-двигательная активность;
-культура питания;
- культура общения;
-соблюдение режима труда и отдыха;
-соблюдение личной гигиены;
-творческая и социальная активность;
-соблюдение нравственно-этических принципов;
-медицинская активность
-отказ от вредных привычек
Здоровый стиль жизни человек строит в соответствии со своими биологическими, социальными и духовными потребностями. Стиль жизни выступает управляемым фактором здоровья человека.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».
Традиционно составляющими здорового образа жизни школьников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. В работах Т. Л. Богиной , Ю. Ф.Змановского, М. А. Руновой, В. П. Спириной и др. представлены пути приобщения к этим составляющим культурного опыта. Они основаны на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач.
Поэтому необходимо отслеживать готовность школьника вести здоровый образ жизни, т.е. осуществлять такой способ жизнедеятельности во всех сферах жизни, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, социального благополучия и духовно-нравственного здоровья.
Готовность личности вести здоровый образ жизни включает следующие составляющие:
- мотивационную- ценностные ориентации по отношению к здоровью и здоровому образу жизни и соответствующие социальные установки, познавательный интерес к проблемам здоровья, взгляды и убеждения индивида и мировоззрения в целом;
- личностную – степень развитости Я – концепция и способности к самореализации и саморазвитию;
- информационную - владение определенными знаниями о здоровом образе жизни и о способах и средствах достижения цели через изменение образа жизни ( быть здоровым во всех отношениях);
- интеллектуальную – овладение определенными интеллектуальными умениями и навыками ( аналитико- синтетическими, рефлексивными, целеполагающими и др.);
- операционально-технологическую – владение специальными умениями и навыками оценки своего здоровья и образа жизни, выявление поведенческих факторов риска и рисков, связанных с состоянием окружающей природы и социальной среды, владение умениями и навыками физического, психического, социально и духовно-нравственного изменения своего образа жизни.
Мотивационная и личностная готовность школьника вести здоровый образ жизни составляют самоуправляющие механизмы развития личности. Способность вести здоровый образ жизни – это умение эффективно реализовать готовности на практике, т.е. применять приобретенные общеучебные и специальные знания, умения и навыки в жизни.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Анализ психолого–педагогической литературы позволяет нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья старших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Обусловлено это тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого и возможно действительно разностороннее развитие личности. Физическая культура является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния.
1.2. Психологопедагогические и физиологические особенности учащихся старших классов
«Самая первая и лучшая победа человека – покорить самого себя»
Платон
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей старшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья старшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и общественность - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности старшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.
Здоровье человека можно рассматривать и исследовать в различных контекстах: с точки зрения активности человека в жизнедеятельности, наличия субъективных симптомов, способности к адаптации и т. п. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека предполагает его полное физическое, душевное и социальное благополучие. Это определение подтверждает известное еще с древности положение о единстве психического и соматического, которое гласит: « В здоровом теле здоровый дух, а в здоровом духе здоровое тело».
Несмотря на кажущуюся очевидность понятия психологического здоровья, его содержание до сих пор однозначно не определено, не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования, пути и методы восстановления его потенциала. Иногда психологическое здоровье описывается в терминах состояния, в частности, состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека ( Р. Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и общества ( С. Фрайберг). Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы коммуникативные, эмоциональные, рефлексивные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова ). Другие делают акцент на функциях адекватной регуляции поведения и деятельности человека (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский ), умении справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий для здоровья (П.Бейкер). Многие авторы понимают психологическое здоровье как динамическую совокупность различных психических свойств.
Старший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психологического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на старшеклассника, чем наказание. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что, поощряя старшего школьника, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Старший школьный возраст охватывает период жизни от пятнадцати до семнадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни подростка — его поступлением в среднее или высшее учебное заведение. Поступление в среднее или высшее учебное зщаведение вносит важнейшие изменения в жизнь старшего школьника. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться и развиваться.
Одной из основных задач школьного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей, которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка.
Проблема охраны и укрепления психического здоровья (mentalhealth) разрабатывается сейчас во всем мире.
В последние десятилетия у нас в стране также ведутся исследования в этом направлении специалистами различных областей знаний: психоневрологами, психогигиенистами, психиатрами (Ю. Ф. Ушаков, С. В. Запускалов, Д. Л. Спивак, Н. Г. Лусканова, Е. Н. Кутепов, Л. Г. Голубева, Ю. Ф. Савенко и др.) и психологами (С. В. Харланов, С. И. Сороков и др.). При этом каждый их специалистов пользуется своими специфическими критериями оценки психического здоровья.
Синоним психического здоровья – психическое благополучие.
Для обеспечения психического здоровья в школах необходимо создать благоприятную микросреду для каждого воспитанника в системах отношений «ребенок-ребенок», «ребенок– взрослый».
Психологически безопасная атмосфера в группе рождает у детей чувство защищенности, привязанности, доверия ко взрослым, окружающему миру, содействует эмоциональному комфорту каждого ребенка.
В теории и практике школьного воспитания встречается понятие «эмоциональное благополучие», которое, на наш взгляд, уже понятие «психическое здоровье» и отражает только некоторые стороны личностного развития. Обеспечение эмоционального благополучия у старших школьников и является одним из важных условий психического здоровья ребенка и благоприятного развития личности.
Согласно исследованиям Л. А. Абромян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. А. Рояк и других «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Об эмоциональном благополучии ребенка свидетельствуют:
• Физическое здоровье;
• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;
• Наличие референтного круга общения, к котором ребенок получает признание своей личности и достижении со стороны сверстников и взрослых;
• Адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение;
Эти показатели внутренне взаимосвязаны и в комплексе указывают на эмоциональное благополучие или неблагополучие старших школьников.
Л. С. Выготский выделял в любом возрасте, как этапе психологического развития, следующие категории: социальную ситуацию развития, основные новообразования периода, особенности системного строении сознания. Единство внутренних процессов и внешних условий делает допустимым объединение в понятии «социальная ситуация развития» столь разнокачественных моментов, как изменения в содержании деятельности, общественном положении, в структуре социальных ролей; перемены в структуре общения.
Эмоциональное мироощущение играет важную роль в формировании «базового» пласта в сознании ребенка.
А. Д. Кошелева и ее сотрудники выделили уровни эмоционального поведения детей:
- телесный - появление близкого взрослого, как источника эмоциональных переживаний;
- социальный - «ребенок-предметный мир»;
Таким образом, на каждом уровне развития эмоционального поведения происходит становление эмоциональной регуляции и нарушение на одном из них приводит к эмоциональной дезадаптации.
У детей с эмоциональной дезадаптацией (А. Д. Кошелева и Л. Г. Бондаренко) наблюдаются нарушения в базальной эмоциональной регуляции: общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита; соматическая ослабленность, а также отсутствие адекватного взаимодействия с другими людьми, ранимость, страхи, агрессия, психическое недоразвитие, депрессия.
Анализ исследований, посвященных психическому здоровья детей и факторов на него влияющих, позволил определить компоненты эмоционального благополучия и факторы, влияющие на него. Среди них:
- Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, соответствующие возрасту.
- Равномерное развитие психических процессов (соответствующих возрасту).
- «Социальная ситуация развития», определяющая особенности воспитания и обучения в каждой возрастной группе.
- Взаимодействие взрослого и ребенка.
Построение педагогического процесса с учетом данных факторов позволит поддерживать эмоционально положительное состояние ребенка постоянно.
Психическое здоровье — это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений. Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
В последнее время наблюдается тенденция к росту асоциальных форм самовыражения детей (преступность, наркотики, алкоголизм), что во многом связано с деформацией ценностно-нормативной системы общества, с размыванием социально позитивных ценностей и нравственных идеалов.
Коммерциализации подверглась сегодня не только экономика, но и нравственные ценности, культура, само отношение к подрастающему поколению. Значительная часть детей оказалась в положении изгоев общества ( бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики).
Одной из важнейших проблем - незащищенность несовершеннолетних. Снижение рождаемости, высокие показатели сиротства, детской зависимости и смертности, уровня детской преступности, наркомании, токсикомании. Эти показатели растут, усугубляется процесс маргинализации детей.
Расширение спектра асоциальных форм поведения происходит под воздействием информационной среды. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, интернет и др., на детей обрушился поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию.
Не менее важным фактором расширения зоны асоциального поведения является семья, чей воспитательный потенциал сегодня существенно снизился. С одной стороны, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, с другой - чрезмерная занятость родителей , неблагоприятные семейные отношения- все это приводит к отчуждениям детей, провоцирует жестокость по отношению к родителям и окружающим. Ухудшается состояние здоровья детей, получают распространенные болезни, учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Таким образом, очень важно следить за состоянием психологического здоровья ребенка, создавать благоприятную атмосферу для развития личности.
Социально-культурная деятельность может стать ключевой в системе взросления и становления психологического здоровья старших школьников. Ведь психологически здоровый ребенок - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый ребенок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и признает ценность и уникальность окружающих его людей.
Старший школьный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этот период у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. По мнению Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, психологическое здоровье – это прижизненное образование, но его предпосылки создаются в пренатальном периоде. В течение жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов.
И. В. Дубровина утверждает, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: истину, красоту, добро. Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.