Проблема здорового образа жизни. Становление философии здоровья.

У проблемы здоровья и болезни есть важная социальная сторона – здоровье людей зависит не только от медицины т здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Поэтому социальная медицина учитывает такие важные социальные факторы, как медицинский и социально-организационный, благодаря которым возможны профилактика и снижение заболеваемости.

Таким образом, понятие «здоровье», как и понятие «болезнь», обретает научное содержание благодаря все большему проникновению в медицину методов естественных и общественных наук, углублению научного понимания сущности самого человека. Проблемы здоровья и болезни, нормы и патологии могут быть достаточно адекватно решены при конкретно-историческом подходе к пониманию государства и общества на основе анализа диалектики биологического и социального в обществе и человеке, социальных стандартов образа жизни.

Образ жизни – это, безусловно, та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного здоровья. Образ жизни – это тот инструмент, при помощи которого можно перекинуть мостик от общесоциологических закономерностей развития общества к закономерностям охраны индивидуального и общественного здоровья.

Если образ жизни людей – это форма их жизнедеятельности, которая зависит от конкретно-исторического способа производства, от типа и уровня развития социально-экономического базиса и социально-политической надстройки общества – гражданского или социального общества, то здоровый образ жизни – это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие здоровье и адаптивные возможности человека. Формирование у людей потребности вести здоровый образ жизни – важнейшая гигиеническая и социально-гуманистическая задача медицины и здравоохранения, всего общества.

Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и улучшал свое здоровье отдельный человек, но не сможет добиться желаемых устойчивых и долговременных результатов, если будет жить в большом обществе, пронизанном социальными противоречиями экономического, политического, духовного плана и пр. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы – общества (государства, социального слоя и т. п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается на элементах данной системы – на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения.

Доклады и рефераты.

1. Значение законов логики для постановки диагноза.

2. Субстанциальные корни здоровья человека.

3. Экология, медицинская наука и здравоохранение.

4. Медицина и здравоохранение в условиях глобализации общества.

5. Здоровый образ жизни.

Литература.

1. Анохин А. М. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995.

2. Анохин А. М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998.

3. Иванюшкин А. Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М., 1990.

4. Лисицын Ю. П. Теории медицины на стыке веков – ХХ и XXI. М., 1998.

5. Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека – социальная ценность. М., 1988.

6. Максимов А. Г., Максимова Т. Г., Максимов Г. К. Доказательная медицина и здравоохранение. СПб., 2001.

7. Мухин А. П. Философия человека и медицина. СПб., 2001.

8. Петленко В. П., Корольков А. А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., 1977.

9. Саркисов Д. С., Пальцев М. А., Хитров Н. К. Общая патология человека. М., 1998.

10. Философия здоровья. М., 2001.

11. Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986.

12. Биология и культура / Отв. ред. И. К. Лисеев. М., 2004.

13. Биофилософия. М., 1997.

14. Борзенков В. Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987.

15. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

16. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

17. Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002.

18. Глушкова В. Г., Макар С. В. Экономика природопользования. М., 2003.

19. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

20. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993.

21. Жизнь как ценность. М., 2000.

22. Заренков Н. А. Теоретическая биология. Введение. М., 1988.

23. Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. М., 1980.

24. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

25. Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. М., 2002.

26. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 2000.

27. Лось В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие. М., 2000.

28. Методология биологии: новые идеи. М., 2001.

29. Природа биологического познания. М., 1991.

30. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология. М., 1992.

31. Системный подход в современной науке / Отв. ред. И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. М., 2004.

32. Философия экологического образования / Отв. ред. И. К. Лисеев. М., 2001.

33. Фролов И. Т. Избр. труды. М., 2002-2003. Т. 1-3.

34. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

35. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

36. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008

Наши рекомендации