Изменения общества, протекающие чрезвычайно динамично, оказывают значительное влияние не только на систему образования, но и на профессиональную деятельность педагога
По материалам исследований Оценка качества работы школьных учителей: чаще всего ее оценивают на «удовлетворительно» (42% сегодня, 45% – три года назад); «хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад – 33%), «плохие» и «очень плохие» – 12% (в октябре 2005 – 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями. Привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества: каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня – 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того. Динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. – 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. – 24%).Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п. Авторитет учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» – с точки зрения реализации его педагогической миссии, – то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села – 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня). По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем – люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей («пожилые ушли. Сейчас новое поколение»; «в школу идут современные прогрессивные люди») и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: «в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»; «они уже сейчас проходят обучение в институтах»; «хорошо образованы учителя сейчас»). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей «жизнь заставляет идти в ногу со временем». Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%). Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. выборка из результатов опроса населения в 44 субъектах РФ в 100 населенных пунктах 500 респондентов Современный учитель: образ профессии: доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moifond.ru/for_parents/figures_facts/modern_teacher/modern_teacher.php |
Современному школьному учителю, педагогу дополнительного образования, школьному администратору приходится постоянно сопоставлять свою профессиональную деятельность с внешними изменениями, выражаемыми в требованиях общества к школе, к системе образования в целом. Иными словами современный педагог должен развивать в себе рефлексивную позицию, если он хочет состояться в профессии.
Ценностное самоопределение педагога в профессии
Сегодня в современном обществе постепенно складывается более широкое видение педагогической деятельности учителей, как деятельности профессионалов, способных реально изменять окружающий мир к лучшему.
Почему в современных условиях образ учителя как профессионала становится чрезвычайно важным для осуществления педагогического процесса? Результаты исследований позволяют утверждать следующее.
· Профессионализм признает, что в повседневной жизни в классе каждый учитель принимает радикальные ответственные решения, раскрывая тем самым положительный или отрицательный потенциал роли учителя.
· Профессионализм дает более широкое видение педагогической и собственно преподавательской сфер деятельности учителей, создает условия для постепенного снятия неоправданно жесткого контроля со стороны органов управления образованием, которые своими действиями часто демонстрируют недоверие к учителю и сдерживают инновационную деятельность школ.
· Учитель-профессионал представляет преподавание как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта для совершенствования. Профессионализм выявляет и отстаивает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства учителей. Уместно вспомнить слова Джона Дьюи, который отмечал, что подготовку педагогов в профессиональном плане следует рассматривать как форму пожизненного профессионального совершенствования со всеми его особенностями, свойственными подготовке в других профессиональных областях. Поэтому до тех пор, пока от учителя не будут требовать профессионального роста и повышения ответственности, влияние курсов подготовки на деятельность учителей будет иметь кратковременный характер.
· Учитель-профессионал имеет профессиональный взгляд на себя и свою карьеру как вертикальную, так и горизонтальную через обоснование причинности и необходимости изменений во всех профессиональных областях, включая собственно преподавательскую деятельность, может способствовать преодолению профессиональных кризисов, эмоционального выгорания учителя.
· При ощущении себя профессионалами учителя четко осознают, что ожидаемое от них качество работы должно быть аналогичным тому уровню услуг, который они вправе ожидать от профессионалов других специальностей (например, врачей, юристов).
· Профессиональный взгляд на свою специальность мобилизует учителя на дальнейшее повышение уровня своей компетентности, повышает ответственность за результаты работы школы, помогает лучше отвечать задачам, возложенным на них как на педагогов.[151]
Таким образом, взгляд на учителя как на профессионала преодолевает замкнутость, раздвигает образовательные горизонты, придает учителю чувство гордости и ответственности за вверенную сферу деятельности, создает климат, при котором постоянное совершенствование за счет педагогического образования, рефлексии собственного опыта и повышения квалификации является необходимой нормой.