Что же это такое – профессия учителя, педагога?

Как известно, профессия – это род занятий, требующий специальной подготовки и позволяющий человеку обеспечивать свою жизнедеятельность. В любой профессии есть люди, по-разному относящиеся к своему делу. Так и в педагогической деятельности. Одни видят в своей профессии только источник средств к существованию, другие же понимают важнейшее предназначение этой деятельности.

Специфика педагогической профессии заключается в том, что каждый ее представитель может и должен иметь свою позицию.

Как справедливо отмечают авторы книги «Профессия-учитель»[152], что педагог становится профессионалом, если ему удается построить свою систему взглядов на профессию, открыть для себя ее смысл, т.е. ответить на вопросы: «Почему я стал педагогом?», «В чем смысл моей профессии?».

Педагогическая позиция связана с системой отношений человека к профессии в целом, к предмету своей профессиональной деятельности, к ученику как субъекту образования, к своим коллегам и к себе как личности.

Для того, чтобы яснее показать ее суть, обратимся к примеру жизни и педагогической деятельности скромного польского врача, который в 29 лет принял по истине судьбоносное для себя решение – посвятить всего себя воспитанию детей. Имя этого человека сегодня известно во всем мире благодаря его гуманистическим идеям воспитания ребенка и его жизненному подвигу – Януш Корчак. Одна из главных педагогических книг Корчака – «Как любить ребенка» (1918), стала отражением его жизненной и профессиональной позиции.

Свою педагогическую деятельность[153] он, конечно же, не называл профессией, это был его образ жизни. О том, как относился Корчак к своей работе, очень образно написал Симон Соловейчик[154]: «В большом доме, отданном детям, он поместился в маленькой комнатке под кры­шей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а дни он тоже отдавал детям. Преданность отца — детям, преданность учено­го — науке и преданность писателя — литературе были для него одно и то же: счастье, которое знают только педагоги. От выбора, однажды сделанного, Януш Корчак ни разу не отступил[155]».

Предметом педагогической деятельности Я. Корчака было воспитание сирот в организованных им же приютах. В основе воспитания ребенка лежит любовь к нему. По Корчаку любить, значит не оставлять живое существо перед лицом жизни. Перед теми проблемами, с которыми ребенок сталкивается. Помогать ему искать достойные пути решения жизненных задач и преодоления трудностей. Любить, значит, в первую очередь уважать ребенка, считаться с его интересами и слабостями. Читая Корчака, начинаешь понимать, что он пытался смотреть на мир глазами ребенка. Его переживаниями. Его сомнениями. Его слезами и его болью. Вот это и есть позиция «не оставлять перед лицом жизни».

Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения – таково отношение Корчака к ребенку, так расшифровываются в его трудах слова «любить ребенка».

Дети говорили Янушу Корчаку: - Вы такой странный! Иногда я вас люблю, а иногда так просто убил бы со злости!

Да, он может и разозлиться, и разозлить, а в молодо­сти мог и отшлепать — а потом стать на колени перед кроватью плачущего ребенка. "Бывало, говоришь, а голос у тебя дрожит и на глазах беспомощные слезы. Эти тяжелые минуты должен пережить каждый молодой воспитатель..."

Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить их самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать — и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую ничто не поколеблет. Иначе педагог пропал. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребенком - мука. "...Нет ничего унизительнее, - пишет Януш Корчак, — чем зарабатывать на хлеб с отвращением".

Педагогические идеи Корчака современны и сегодня. Его последователи создали Всемирную ассоциацию Януша Корчака с центром в Варшаве. Более чем в тридцати странах мира созданы корчаковские общества. В России на сегодняшний день существует несколько региональных отделений общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Перми.

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с педагогическим и художественным творчеством Януша Корчака. Новеллы, беседы, статьи, книги и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Перу Януша Корчака принадлежит свыше 20 книг о воспитании. Главными, целостно отражающими педагогическое мировоззрение Я. Корча, являются «Как любить ребёнка» (1914), и «Право ребёнка на уважение» (1929). Януш Корчак автор повестей для взрослых и детей: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910); в русском переводе «Лето в Михалувке» (1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие.

Какие идеи Януша Корчака созвучны с Вашими представлениями о деятельности педагога, об отношении к ребенку?

Формирование педагогической позиции происходит в процессе размышления, чтения, обсуждения идей, наблюдений за реальным процессом взросления ребенка, но проявляется она только в деятельности. Для выработки собственной позиции важным оказывается также наблюдение за работой педагогов. Художественная, документальная, научная литература, архивные материалы и художественные фильмы запечатлели множество примеров «образов-типов людей», занимающихся педагогической деятельностью[156].

В качестве системного примера классификации типов учителей приведем классификацию В.Н. Сороки-Росинского, которую он образно назвал «основные породы педагогов», аргументируя свою позицию следующим образом: «Породы педагогов, о которых идет здесь речь, — это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть», а чтобы учесть их особенности, если лич­ность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны, и все особенности этого орудия, т. е. своей личности, как учителя и воспитателя[157]». В.Н. Сорока-Росинский описывает четыре типа учителей: учителя - теоретисты, учителя-реалисты, учителя-утописты, учителя-интуитивисты. Конечно же, выделенные типы учителей «в чистом виде» встречаются крайне редко. Да и сам В.Н. Сорока-Росинский пишет, что это всего лишь то, «что мне на моем опыте удалось подметить», продолжая дальше, что возможные комбинации описанных типов не лишают педагога индивидуальности, «своеобразной породистости». Гораздо хуже «беспородные», которые в силу своей безликости не являются предметом для подражания, не могут увлечь своих учеников. О таких ВН Сорока-Росинский пишет так: «Я что-то не замечал, чтобы мальчики бегали за ним следом, а девочки-среднеклассницы восторженно смотрели на них».

Наши рекомендации