Изменение содержания принципов обучения
Таблица
Классическое понимание принципа | Современное понимание принципа |
Принцип научности | |
Основу обучения составляют объективные научные (предметные) знания, ложных знаний быть не может, могут быть только неполные. | необходимости установления соответствия Содержание образования должно соответствовать целостной (естественнонаучной и гуманитарной) картине мира, современным проблемам бытия и способам получения новых знаний с целью развития способности понимать и решать задачи современного мира и становления нравственной позиции личности |
Принцип доступности | |
Обучение строится от известного к неизвестному, от простого к сложному, определяет усвоение готовых знаний и умений. | Доступность определяется умением учителя выступать квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и освоения нового и базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка. |
Принцип прочности | |
Основой эффективности обучения является повторение. | Прочность знаний определяется гибкостью и практической применимостью знаний. |
Принцип сознательности и активности | |
В обучении необходимо активное отношение к поставленным задачам. | Значимой становится постановка учащимися собственных задач в обучении, выход за рамки алгоритма. |
Принцип наглядности | |
При сохранении преимущества рациональных вербальных способов обучения для подкрепления восприятия используются невербальные формы. | В условиях «визуализации культуры» наглядность начинает играть не подчиненную, а самодостаточную и иногда агрессивную роль. Доминирование вербальной культуры в ее письменной форме, характерное для XX века, сменяется символикой образов виртуального пространства: при работе с компьютерными системами нет анализа понятия, для принятия решения требуется целостное восприятие образа |
ЗАДАНИЕ
Подготовьте устное сообщение об одном из принципов обучения, указав, на какой закономерности он основан, каким образом проявляется в процессе обучения и что влечет за собой его нарушение в ходе проектирования процесса обучения. Для подготовки используйте учебники
Глава XV. Принципы обучения. См.: Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл-кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. – М., «Просвещение», 1977, с. 291 – 305.
Глава девятая. Принципы обучения. См.: Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990, с. 178 – 201.
Выявите принципы, которые можно назвать инвариантными. Существует ли разница в понимании сути этих принципов у разных авторов? С чем это связано?
Подготовьте устное сообщение об одном из принципов обучения, указав, на какой закономерности он основан, каким образом проявляется в процессе обучения и что влечет за собой его нарушение в ходе проектирования процесса обучения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Обобщенная формулировка задачи
Современные стандарты общего образования ориентированы на формирование ключевых компетенций школьников, что требует от учителя умения сформировать прочные знания по предмету, объяснить, как ими пользоваться в жизни. При этом учитель часто сталкивается с отсутствием положительной мотивации к учению, что затрудняет получение необходимых учебных результатов.
2. Ключевое задание.
Учитывая современное понимание целей обучения, знание об основных мотивах учения современных школьников, продумайте, что Вы скажете на первом уроке учащимся о смысле изучения предмета, который Вы будете преподавать, о том, какие задания они будут выполнять, как будет организована их учебно-познавательная деятельность.
Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени на начальном этапе обучения предмету (по Вашему усмотрению, например, на первом уроке) педагогического проекта, направленного на формирование у школьников положительной мотивации учения.
Контекст решения задачи.
Вы будете преподавать в 8-м классе. Классный руководитель сказала, что дети учатся достаточно избирательно: некоторые предметы вызывают у них интерес, другие они изучают с неохотой. При этом всегда переживают за свои оценки, следовательно, по некоторым предметам они получают оценки заслуженно, по другим либо выпрашивают оценки у учителя, либо выполняют положенные задания формально. Классный руководитель также проинформировала Вас, что у учащихся предыдущий опыт изучения Вашего предмета был положительный – у них были хорошие, доверительные взаимоотношения с учителем, они с удовольствием ходили на уроки, участвовали во внеклассных мероприятиях по предмету.
4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»):
1. Внимательно прочитайте текст задачи. Осмыслите (уясните) для себя её содержание.
Обратите внимание на то, в виде какого «продукта» можно представить решение поставленной профессиональной задачи.
Обратите внимание на критерии оценки решения задачи, предложенные преподавателем
Проанализируйте данный в тексте задачи контекст школьной реальности, который необходимо учитывать при решении конкретной профессиональной задачи. Соберите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.