Воспитание есть украшение

В счастье и прибежище в несчастье

Демокрит

Введение в раздел

В нынешних условиях ключевым вопросом становится вопрос о воспитании, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором – «либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофами».[52]

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

В докладе Римскому клубу[53], подготовленному в 1979 году под руководством американского специалиста в области образования Дж. Боткина, ученого из Марокко М. Эльманджры и профессора Бухарестского университета М. Малицы "Нет пределов обучению". Основными целями человечества названы выживание и обеспечение человеческого достоинства. Возможность трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепция "инновационного обучения", под которым понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению личности, основанный на "человеческой инициативе". Воспитание, развитие сознания человека должно быть "превосходящим" вместо нынешнего "запаздывающего", которое неспособно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада призвали строить будущее, срывая с него налет непроницаемости, предложили обучать людей адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего. Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы было обеспечено органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на гуманистических ценностях.

Современное российское общество характеризуется переходным состоянием: в экономической сфере в основном завершен переход к рыночной экономической системе, в политической сфере – развиваются институты гражданского общества, в идеологической сфере – переход к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. В школе ребенок приобретает два вида знаний, необходимых при решении разных жизненных задач: знания о действительности (что это такое?) и о способах деятельности или о процессах (как это сделать?). При этом отметим, что решить любую задачу в жизни можно несколькими способами, и человек выбирает тот, который в большей степени соответствует его внутренним установкам, мотивам и ценностям, интересам и потребностям, его знанию как это сделать. Не менее сложная задача воспитателя - создать условия, чтобы человек узнал об истинных ценностях, пережил и присвоил их. Возникают закономерные вопросы: что сегодня, в быстро меняющихся экономических и социальных условиях, может сделать воспитание, чтобы человек обладал нравственными, т.е. подлинно человеческими качествами?

Сложность проблем воспитания в современном мире усугубляется еще тем, что на первый план, по силе влияния на личность, выходят средства информации и коммуникации. «Эта идея представляет собой радикальный отход от чисто институциональной концепции общения, согласно которой оно проводится только в классах или в рамках организованных групп преподавателей и учащихся».[54] В этих условиях встает вопрос: что же реально в плане воспитания может сделать сегодня школа, а что лежит вне ее компетенции? Что представляет собой современный процесс воспитания? Попытаемся ответить на эти вопросы.

По материалам исследований Анализ наличия современных концептуальных подходов, концепций и материалов по проблеме воспитания, показал, что, начиная с 1992 года по 1998 год, были созданы в основном авторские концепции воспитания: структура целостной системы воспитания (И.П.Иванов), обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы (творческий коллектив под руководством О.С.Газмана), воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (Е.В.Бондаревская), базисная концепция воспитательного процесса в школе (Н.М.Таланчук), новые технологии воспитательного процесса (Н.Е.Щуркова), концепция воспитательной работы со студентами вузов (В.Т.Лисовский), и другие. С 1998 по 2003 г.г. появляется значительное количество концепций воспитания для вузовского уровня, для уровня республики, области. Например, концепция воспитания подрастающего поколения Иркутской области, основы концепции и программы воспитания студентов вузов Санкт-Петербурга, концепция самовоспитания (Г.К.Селевко) и другие. Анализ практически всех созданных концепций воспитания показал, что наиболее общими, актуальными положениями в них являются следующие: · Реализация идей гуманизации и гуманитаризации; · Создание условий для раскрытия творческих способностей человека; · Всестороннее и гармоничное развитие личности; · Социализация личности гражданина России; · Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе; · Формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе; · Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству; · Сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании. В качестве доминирующих понятий в концепциях последних лет, материалах и разработках авторы выделяют: · Человека, личность, её формирование в системе непрерывного воспитания и образования; · Воспитание, развитие, социализацию личности для её служения обществу. Выделены шесть основных общих для многих концепций воспитания признаков: - целенаправленность воздействий на воспитанника; - социальная направленность этих воздействий; - создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; - освоение человеком социальных ролей; - управление процессом формирования и развития личности (поддержка); - создание условий для самореализации личности». По материалам исследования, выполненного в рамках федеральной программы Министерства образования Российской Федерации «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования». Опубликовано: Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.

ЗАДАНИЕ

Обратитесь к вставке «По материалам исследований», и связанному с этим материалом заданию в разделе «Субъекты педагогического процесса». Сопоставьте приведенные данные с материалами форсайт-проекта «Детство» (Дорожная карта «Детство 2030»), а также с материалами, подготовленными Комиссией Общественной палаты РФ «Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения» - режим доступа http://www.miloserdie.ru/pic/36009_Aton_all_A4_screen.pdf (вход 11.07.2011г.)

Сформулируйте ответы на следующие вопросы. Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Наши рекомендации