Оценка результатов воспитания

Мы часто используем словосочетание «воспитанный человек», подразумевая каждый раз совершенно конкретные, но разнообразные проявления этой воспитанности - результаты воспитания. Традиционно мера воспитанности человека определяется следующими критериями: степенью приобщения человека к нравственным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также приобретенными на их основе личностными качествами. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям - проявлениям: по внешнему облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов[70]:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным...
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

ЗАДАНИЕ

У Вас не возникло желания поспорить с Антоном Павловичем? Подготовьте и проведите в группе занятие по технологии дискуссии на тему «Что такое сегодня «человек воспитанный»?».

Полученные в воспитательном процессе результаты необходимо измерить, зафиксировать и проанализировать. Педагогическая диагностика на последнем этапе каждого цикла воспитательного процесса позволяет оценить реальные результаты воспитания, соотнести их с поставленными целями, определить рассогласования и их причины, что позволяет скорректировать стратегию и тактику дельнейшей воспитательной деятельности[71].

В оценке результатов воспитания существует 3 основных стратегии оценивания поведения и деятельности воспитанника:

- нормативная (эталонная) – сравнение личности или поступка с эталоном, образцом, идеалом;

- сравнительная – сравнение одного ребенка с другим;

- личностная – сравнение ребенка с самим собой вчерашним, оценка продвижения ребенка относительно самого себя.

ЗАДАНИЕ

Подберите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» для следующего утверждения: «Сравнительная оценка, если воспитатель определяет свою педагогическую позицию как гуманную, демократическую, не должна присутствовать в его деятельности, или может использоваться только в особенных случаях».

Представьте свою позицию в таблице.

Сравнительная оценка не должна использоваться воспитателем…

Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ»

Обсудите в группе выдвинутые аргументы.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте следующую ситуацию. Школьники 7 класса в процессе реализации социального проекта «Помоги младшему» стали посещать второклассников, пропустивших занятия в школе по болезни, и помогали им выполнять домашние задания. При этом Миша, ученик 7 класса, не перестал помогать своему «подшефному» и после его выздоровления, помог успешно закончить учебный год, а в дневнике практики написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».

Аргументируйте ответы на следующие вопросы. Можно ли говорить в данном случае о проявлении такого качества у Миши, как ответственность? О том, что он стал ответственнее? Насколько устойчивым будет результат воспитания этого мальчика? Как проявится его «воспитанная ответственность» и насколько ответственнее он стал?

Итак, в качестве результатов воспитания выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в сложном и противоречивом мире.

Как уже было неоднократно показано в этом разделе, процесс воспитания является проявлением педагогического процесса, этапы которого справедливы и для процесса воспитания. Обратим внимание читателя на специфику этапов процесса воспитания. Для воспитания чрезвычайно важен этап мотивации, побуждения к действию. Успешность этого этапа определяет все последующие этапы разворачивания процесса воспитания - обсуждение, сравнение разных точек зрения, аргументацию своей позиции, обоснование собственных оценок поступков, отношений, явлений; организацию различных интересных дел для личности и вместе с личностью и коллективом; рефлексию и выработку критериев оценки своего поведения.

Наши рекомендации