Оценка результатов процесса воспитания

Хорошо или плохо, правильно или неправильно воспитывается ребенок? Исходя из чего можно ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае? Например, если требуется дать оценку работы педагогического коллектива школы, то по каким признакам можно судить о том, хорошо ли воспитываются дети в этой школе?

Одним из основных признаков эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания является поведение воспитанников. В нем аккумулируются и проявляются внешние воздействия и внутренняя духовная деятельность по формированию определенной направленности личности. В деятельности, в проявлении себя во внешнем по отношению к себе миру человек видит результат собственного продвижения к благополучию и счастью. Эту мысль в той или иной форме высказывали многие великие философы и педагоги. Так, у Софокла, великого древнегреческого трагика, мы находим утверждение, что «не в словах, а в действиях своих мы полагаем славу нашей жизни». И российский Ликург XX в. В.И.Ленин считал, что о человеке следует судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а по тому, как он поступает.

Так и при оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это их поведение. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду - учению), к эстетическим ценностям и т.п. - все это в наибольшей мере проявляется в поведении.

Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характеризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. Более того, поступок может совершаться (или не совершаться) и вопреки истинному отношению человека к чему-либо. На это обращал особое внимание К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно относится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно нередко лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанников можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания.

Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. В зависимости от возраста ребенок может и должен знать больше или меньше о том, как вести себя в различных ситуациях: сначала в узком кругу семейных отношений, затем в детском саду, школе и общественных местах и т.д. Но эти знания ребенок может получить своевременно только с помощью взрослых. Сам он не может знать меры их и способов приобретения. Поэтому наличие или отсутствие определенных знаний о нормах и правилах поведения у детей определенного возраста является показателем эффективности воспитательного процесса.

Точно так же и выработка умений, навыков и привычек правильного поведения - задача, прежде всего, воспитателей, организаторов процесса воспитания. Они должны знать заранее программу воспитания, через них эта программа должна стать достоянием воспитанника. Иначе как через воспитателей воспитанники не могут своевременно получить необходимые средства и условия для реализации этой программы (если речь не идет о достаточно взрослых людях, способных самостоятельно определить свое место в жизни). Поэтому мы и относим к критериям эффективности воспитания сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника.

Т.А.Ильина, автор учебного пособия по педагогике (М., 1984), указывает, что особое место в вопросе о критериях оценки воспитания занимает поиск способов измерения его результатов. Исследователи довольно часто прибегают при этом к оценке в числовых показателях (оценках) отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, общественным поручениям, коллективу, родителям, учителям и т.д. В других случаях рассматривается три степени положительной и три степени отрицательной моральной направленности личности:

1) готовность к положительным проявлениям;

2) устремленность к положительным проявлениям;

3) устойчивость, активность в совершении положительных действий;

и соответственные ступени отрицательной направленности.

Наличие первой ступени регистрируется при обнаружении проявления положительного качества в восьмидесяти несложных ситуациях нравственного выбора (уступить место, оказать небольшую услугу нуждающемуся в помощи). Вторая ступень характеризуется проявлением положительного качества в более сложных ситуациях (открыто выступить против несправедливости, поступиться чем-либо в пользу другого лица и т.п.). Третья ступень положительной направленности выражается в способности к самопожертвованию, длительному отказу от личного удобства в пользу другого или одномоментному положительному выбору в экстремальной ситуации.

Естественно, к подобного рода оценкам следует относиться с большой осторожностью, памятуя, что такое сложное явление, как воспитание, исключительно трудно оценить в нескольких показателях.

Так что же такое воспитание? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на вопрос, который больше всего интересовал П.П.Блонского более полувека назад? Вполне определенно можно ответить, что во всей глубине осветить этот вопрос не представляется возможным и в настоящее время, как и в достаточно отдаленном будущем, ибо, действительно, нельзя объять необъятное. Как нельзя полностью познать Вселенную, так невозможно дать исчерпывающую характеристику развития того микрокосма, которым является личность. Имеющиеся же данные социальных, естественных и психолого-педагогических наук позволяют определить воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной деятельности по развитию всех личностных качеств и способностей. Мера гуманизма и соответствия человеческой природе реально осуществляемого в отношении конкретного воспитуемого процесса воспитания определяется, с одной стороны, степенью свободы, инициативы и самодеятельности личности, а с другой обеспечением условий для разнообразной деятельности и многообразия направлений развития способностей формируемой индивидуальности.

Можно сказать, что старшие поколения лишь оттачивают перья, которыми младшие пишут свои судьбы на страницах истории. Много это или мало? Это очень много, поскольку в процессе воспитания дети научаются и «писать». Следовательно, собственно им принадлежат и «почерк», и «содержание сочинения», которое называется жизнью.

Заключение

Я рассмотрел основные положения науки о воспитании - педагогики. Многовековое развитие науки и накопленный опыт практического использования ее достижений позволяют сформулировать следующие важнейшие выводы:

1. Воспитание как социальное явление преследует цель всестороннего усовершенствования и развития личности для обеспечения гармоничного сочетания индивидуальности каждого человека и общественных интересов.

2. Процесс продвижения к цели воспитания называется педагогическим процессом. Он осуществляется на широком природном и социальном фоне при непосредственном участии в нем воспитанников, родителей, педагогов.

3. Воспитание по сути своей есть формирование и развитие сознания человека и выработка опыта определенного поведения в условиях сотрудничества с социальным окружением. Оно обусловлено социально-экономическими отношениями в обществе и оказывает обратное, хотя непосредственно не всегда заметное, влияние на развитие и совершенствование общественных отношений. Физиологической основой воспитания являются формирование условных рефлексов под действием внешних и внутренних раздражителей и выработка на этой основе определенных ответных реакций организма. Однако это лишь основа, само же поведение и отношение человека формируются как следствие эмоционально-мыслительных оценок жизненных ситуаций. Они складываются в результате прогнозирования возможных последствий различных вариантов поведения и отношений и сознательного выбора жизненного пути под влиянием воспитательной среды.

4. Педагогический процесс как всестороннее развитие и формирование личности - это система взаимосвязанных деятельностей субъектов этого процесса -воспитателей и воспитанников. Эта система рассматривается в педагогике как состоящая из многих подсистем более низких уровней: система народного образования страны, система образования субъекта Федерации (республики, области), система образования в районе, городе, воспитательная система школы. Последняя, в свою очередь, подразделяется на дидактическую систему, систему внеклассной воспитательной работы, систему материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, систему управления и др.

Системный подход в исследовании проблем воспитания и в организации практической учебно-воспитательной работы характеризуется рассмотрением каждого элемента педагогического процесса в его тесной связи со всеми другими.

5. Развитие личности осуществляется в деятельности самой личности. Результаты развития напрямую связаны с разнообразием и качеством выполняемой индивидом деятельности. Все многообразие познавательной, художественно-творческой, спортивной, развлекательной, бытовой и других видов деятельности можно свести к четырем наиболее общим ее типам -

учебной, игровой, трудовой деятельности и общению. В соответствии с этим в качестве важнейших средств воспитания рассматриваются игра, учение, труд и общение воспитанников.

6. Физиологические особенности и специфика условий жизни воспитанников определяют необходимость индивидуализации использования средств и особенно методов их применения в отношении каждого воспитуемого. Его здоровье, темперамент, способности, условия жизни, взаимоотношения с окружающими, интересы и склонности должны учитываться в воспитании и не обязательно подвергаться коренной перестройке, преодолению. Социально ценные качества и направленность личности должны развиваться и формироваться на основе индивидуально присущих воспитаннику свойств - в этом сущность личностного подхода в воспитании. Воспитание - это утверждение индивидуального образа жизни воспитанника в системе положительных воспитательных ценностей.

7. Важнейшим направлением в деятельности воспитателей является развитие активности воспитанников. Собственно, главной задачей воспитателей (наряду с обеспечением безопасности) является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, общенеобходимых умениях и навыках, отношениях.

Есть два способа приобщения воспитанников к социальному опыту (кроме спонтанного, стихийного, неорганизованного). Первый - непрофессиональный, основанный на житейских представлениях о воспитании и обучении как передаче знаний, умений и опыта отношений от старших к младшим: знающий больше сообщает знания тем, кто знает меньше, умеющий показывает свои умения обучаемым. Второй способ - профессиональный, педагогический: воспитанники включаются в активную деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков, выработке отношений на основе собственного эмоционально-интеллектуального труда. Важнейшими его показателями являются выполнение целенаправленного поиска в условиях проблемной ситуации, осуществление сознательного выбора (формулирование вывода), справедливого решения проблемной задачи интеллектуального или эмоционально-нравственного характера.

8. Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных групповых отношений. Жизнь человека - это общественная жизнь, в которой он вступает в определенные многообразные отношения с другими людьми. Только в этих многообразных отношениях и возможно всестороннее развитие природных задатков индивида: многообразие личности раскрывается навстречу многообразию среды.

Наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности создаются в коллективе - объединении людей, сплоченных единой общественно значимой целью, общей деятельностью по ее достижению и заботой о благе и состоянии каждого своего члена.

Объективно в условиях конкуренции наиболее способные личности получают лучшие, большие возможности и наиболее действенные стимулы для

своего развития. Однако наряду с этим значительная часть оказывается на задворках прогресса, становится маргиналами общественного процесса, выступая лишь в качестве материала для успеха лидеров.

Коллектив как высшая форма группового объединения людей (в том числе и детей, воспитанников) характеризуется неиерархичностью отношений, динамичностью (сменностью) связей командования-подчинения, многообразием связей с окружением. Воспитательная работа по существу своему является организацией жизни и деятельности коллектива воспитанников, организацией их коллективных и индивидуальных отношений.

9. Талант воспитателя, учителя заключается в умении выбирать и правильно использовать в соответствии со складывающейся педагогической ситуацией методы обучения и воспитания. Любовь к детям, широкая образованность, контактность, организаторские способности, умение проникнуть во внутренний мир воспитанника, предвидеть путь его развития и организовать его жизнь на пути совершенствования вместе с терпением, настойчивостью, являются теми качествами, которые характеризуют настоящего педагога.

10. За пределами обсуждения в настоящем пособии остались проблемы управления педагогическим процессом. В масштабах государства и каждого воспитательного учреждения необходимо осуществлять планирование, организацию, контроль, коррекцию и стимулирование деятельности всех участников педагогического процесса. Осуществление этих функций управления (планирование, организация, контроль, стимулирование) может реализоваться в стиле командования - жесткого регламентирования деятельности подчиненных, строгого определения их обязанностей, поощрения за успехи и наказания за неудачи (автократическое управление) или в стиле развития и стимулирования инициативы исполнителей, побуждения их к новаторскому поиску (демократическое управление).

Наши отечественные представления о функциях управления следует дополнить такими, как коммерческая, финансовая, страховая, учетная функции, которые в современных условиях приобретают особое значение и в сфере народного образования и воспитания.

Наиболее привлекательным является управление воспитательным процессом, основанное на сознании общей для воспитателей и воспитанников цели -перспективы, в которой индивидуальная цель каждого гармонично сочетается с общими устремлениями. Для этого нужно, чтобы руководители (учебного заведения, органов народного образования) заботились об установлении гуманных отношений между участниками педагогического процесса, спланировали деятельность всех субъектов процесса, определив обязанности каждого, организовали согласованную совместную деятельность, вовремя корректируя действия и их направленность, анализируя результаты деятельности на этапах и определяя новые перспективы развития.

11. Высокий профессионализм воспитателей, учителей, проявляющийся в знании средств, методов, форм, принципов обучения и воспитания и в умениях применять их в практической деятельности в постоянно изменяющейся

обстановке воспитания, является основой эффективности педагогического процесса. Однако подлинный успех в воспитании достигается лишь в случае согласованной целенаправленной работы семьи, школы, общественности и всего государства по воспитанию подрастающих поколений.

1) цель воспитания как реализация общественного идеала в практической учебно-воспитательной работе, в ходе осуществления педагогического процесса;

2) педагогический процесс как организованное в масштабах всего государства (общества) взаимодействие воспитателей и воспитанников для достижения целей воспитания;

3) процесс воспитания как целенаправленное воспитание личности - система субъект-субъектных отношений, обеспечивающих продвижение к цели воспитания в результате решения цепи взаимосвязанных последовательно решаемых педагогических задач;

4) средства воспитания, используемые для решения педагогических задач -виды деятельности, в которых принимают участие воспитанники: общение, учение, игра, труд; только посредством деятельности самой личности формируются и развиваются качества личности; соблюдение педагогических требований к организации этой деятельности обеспечивает ее воспитательную эффективность;

5) методы обучения и воспитания есть методы использования средств воспитания в педагогическом процессе, т.е. это по сути своей методы осуществления педагогического процесса; собственно педагогическими являются методы, включающие воспитанников в продуктивную деятельность проблемно-поискового характера;

6) формы воспитания как определенное сочетание средств и методов педагогического процесса, обеспечивающее решение педагогической задачи или совокупности педагогических задач определенного уровня:

7) принципы организации педагогического процесса, являющиеся основными положениями, которыми должен руководствоваться воспитатель (учитель) в воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Такова последовательность изучения педагогических знаний, такова и логика самой педагогики как науки о воспитании. В такой взаимосвязи эти знания составляют основу профессиональной информации для учителей общеобразовательных школ и преподавателей профессиональных училищ (колледжей), для социальных педагогов и родителей, для офицеров как воспитателей воинов и для руководителей трудовых объединений. Эти общие знания конкретизируются в теориях и методиках частных методик, социальной, военной, исправительно-трудовой и других отраслях педагогики, являясь базой для разработки того особенного, что характеризует специфику воспитательной работы в конкретных условиях.

Список использованной литературы:

1. Воспитание детей в школе / Под ред. Н. Е.Щурковой. - М., 1998. Битинас Б. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984. - С. 369-389

2. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. и

психолог, соч.: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1 - - С. 39-85.

3. Наэм Д. Психология и психиатрия в США. М., 1984

4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 227-239, 336-345.

6. Толстой Л.И. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1985. Т. 21

7. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Раздел IV // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 10. - С. 476-574.

Ссылки:

[1] Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т М., 1979.-Т. 1.-С. 42-43.

[2] Наэм Д. Психология и психиатрия в США. - М., 1984. - С. 66.

[3] Битинас Б. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984. - С. 10.

[4] Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 337.

[5] Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 338.

Наши рекомендации