Кроме вышеперечисленных игровых действий и мероприятий, каждому участнику ролевой игры предписано посещение занятий в группе английского языка, а также студий
В рамках ролевой игры «Саммит G8» группы английского языка готовят проектные папки, в которых в красочной форме изложены политическое устройство, культура, традиции одной из условных стран G8. Защита проекта проводится в форме его презентации с обязательным участием каждого члена группы. По каждой стране проектов будет несколько (поскольку групп для занятий больше, чем отрядов, и, соответственно, стран), В каждом из этих проектов детально разрабатывается какой-нибудь из аспектов становления страны.
На дополнительных занятиях – студиях – участники игры занимаются прикладными видами деятельности. Кроме того, именно на студиях (среди них можно выделить подвижные, творческие, интеллектуальные и коммуникативные) дети получают возможность при выполнении практических проектных заданий заработать игровые баллы. Тематика студий тесно связана с содержанием реализуемой игры. На данном заезде участники игры получают информацию развивающего характера, необходимую для разработки социо-культурной технологии своей вымышленной страны. Расписание составляется с учётом необходимости посещения студии каждым игроком. В ходе игры, имея свою личную игровую роль, каждый участник черпает из полученных практических знаний необходимую для себя информацию. Ниже представлен набор студий для описываемой учебной ролевой игры: 1) Валюты стран мира; 2) Кухня стран мира; 3) Национальные танцы стран мира; 4) Фильмы, получившие Оскара; 5) Виды спорта стран G8; 6) Экология; 7) Литература стран мира; 8) Традиции стран мира. Прослеживается чёткая взаимосвязь между тематикой и наполнением студий и реализуемыми задачами игры – подготовкой социо-культурных технологий своих стран.
На реализацию каких характеристик педагогического процесса ориентирована данная каникулярная программа? В чем они проявляются?
Аргументируйте свою точку зрения
Закономерности педагогического процесса
В современной педагогической науке установлено немного закономерностей, характеризующих педагогический процесс в целом. Более успешным оказались поиски закономерностей отдельных видов педагогического процесса. Однако, можно выделить закономерности, которые сегодня выделяет большинство исследователей.
Основная закономерность педагогического процесса связана с возможным изменением характера взаимодействия субъектов при протяженном, достаточно длительном их контакте. Закономерность просматривается в последовательном развитии взаимодействия как переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию с ребенком, (учеником, воспитанником), и от взаимодействия педагога и воспитанника, учителя и ученика к самостоятельной деятельности воспитанника (самовоспитанию), ученика (самообразованию). Эта закономерность описывает возможный, наиболее позитивный и продуктивный, вариант развертывания взаимодействий субъектов в педагогическом процессе.
Продуманный, спроектированный взрослым, педагогический процесс предстает как некая реальность, наблюдаемое взаимодействие субъектов (взрослых и детей). Продуманный учителем в целом и в деталях, педагогический процесс рождается ежесекундно, проявляется здесь и сейчас, постоянно меняясь в своих проявлениях, отходя в той или иной степени от задуманного плана и возвращаясь к нему. Реальный педагогический процесс имеет гибкий, вариативный, творческий, порой непредсказуемый характер.
Эту закономерность педагогического процесса можно определить как сочетание в нем формализуемого, доступного последовательному описанию в определенной логике и трудно формализуемого, того, что отражается в комплексе, неповторимом соединении личностных и профессиональных особенностей учителя, системы его работы, уровня его компетентности, культуры, интеллигентности и отвечающим этому комплексу реакциям, проявлениям, откликам учеников. Эта закономерность может быть сформулирована как сочетание логического и интуитивно-профессионального аспектов педагогического процесса как процесса творческого.
Наконец, отметим ещё одну закономерность, которая подчеркивает значимость личности педагога. Сегодня меняется роль учителя, педагога, который от роли транслятора информации переходит к роли организатора среды, становится проектировщиком образовательной среды, разработчиком информационного ресурса, консультантом, помощником, однако закономерность, сформулированная Константином Дмитриевичем Ушинским проявляется ещё ярче. Данная закономерность звучит так: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». ????????
Рассмотренные закономерности, отражают сущность педагогического процесса на теоретическом уровне. Практическая реализация, осуществление задуманного педагогического процесса опирается на определенные принципы.
ЗАДАНИЕ +++++
Понаблюдайте проявление закономерностей педагогического процесса в реальном времени.
Метод педагогического исследования Наблюдение – целенаправленное восприятие процессов и явлений, в результате которого наблюдающий получает конкретный фактический материал. Наблюдение может быть включенным, когда наблюдатель анализирует процесс как бы изнутри, принимая участие в реализации этого процесса, и внешним, когда все события регистрируются "со стороны" и наблюдатель не принимает участия в реализации процесса. Выделяют следующие этапы наблюдения: 1. Определение цели наблюдения (зачем будем наблюдать?). 2. Объект наблюдения (что будем наблюдать?). 3. Способ наблюдения (как будем наблюдать). 4. Способ регистрации (как вести регистрацию, записи?). 5. Обработка полученной информации (каков полученный результат?). Наблюдение может быть признано научным в том случае, если оно служит конкретной диагностической цели, осуществляется целенаправленно и системно, предварительно планируется, сопровождается ведением регистрационных записей, может быть принципиально подвергнуто повторным проверкам и контролю на предмет точности полученной информации. До начала проведения наблюдения, исследователю необходимо разработать программу, которая может быть следующей: 1. Определение предмета исследования,который должен соответствовать цели наблюдения. 2. Выбор ситуаций, в которых можно проводить наблюдение. 3. Разработка критериев и показателей оценки наблюдаемого явления. 4. Определение субъектов наблюдения и времени проведения наблюдения. 5. Прогнозирование возможных ошибок (рисков) при проведении наблюдении,поиск возможностей их предотвращения. 6. Подготовка бланка для занесениярезультатов наблюдения. |
Составьте программу наблюдения. Если у вас нет возможности провести наблюдение педагогического процесса в школе, то сделайте это в своей студенческой группе.
Обработайте полученные результаты.
Представьте результаты наблюдения в виде устного сообщения с презентацией.