Отношение к учебе определяется способностью ученика воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания
Этому могут препятствовать:
♦ отсутствие познавательного интереса;
♦ стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала;
♦ затруднения в способности высказаться;
♦ неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания (понимание его частями);
♦ непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда;
♦ отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;
♦ плохая память;
♦ неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку. Несовершенство моторики детей с выраженными нарушениями интеллекта создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.
У детей-имбецилов с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными и, главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин, по мнению исследователей, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации математических знаний состоит в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.
Трудности в обучении математике детей-имбецилов усугубляются слабостью регулирующей функции мышления. Таким детям свойственна некритичность, слабость самоконтроля.
Для успешного обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших школьников, с другой, — создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.
Соответственно, можно определить содержание знаний, с которыми дети должны поступать в школу:
♦ количественные представления (счет, счетные операции, решение арифметических задач). Сюда входит прямой и обратный счет, знание последовательности чисел, счет с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения в запоминании чисел, сопоставление совокупности предметов, независимость числа предметов от их размера и формы расположения, порядковый счет, цифры, решение текстовых арифметических задач, представления о множестве и подмножестве;
♦ представления о величине предметов и ее измерении (высота, ширина, толщина и прочее);
♦ представления о геометрических фигурах и форме предметов;
♦ представления о времени (времена года, дни недели, части суток);
♦ представления о пространстве (ориентировка в окружающей действительности, в схеме собственного тела, на противоположном объекте, на плоскости листа бумаги).
Основываясь на экспериментальном изучении особенностей овладения детьми с нарушениями интеллекта математическими знаниями и на психофизических особенностях таких детей были разработаны специальные методики обучения математике умственно отсталых школьников.
Центральным понятием математики является понятие числа. Усвоение этого понятия возможно при достаточном развитии у учащегося мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации). Своеобразие мыслительной деятельности умственно отсталых детей, недостатки словесно-логической формы мышления обусловливают возникновение трудностей в процессе формирования у учащихся абстрактных математических понятий и закономерностей. Но при этом исследования доказали, что математика содержит необходимые предпосылки для коррекции интеллекта и личности умственно отсталых учащихся, для развития познавательных возможностей.
Производились многие попытки разработать методику изучения чисел в коррекционной школе. На данный момент наиболее часто используется метод изучения чисел на основании аксиом Дж. Пеано:
♦ существует число 1, которое не следует ни за каким числом;
♦ за каждым числом следует только одно число;
♦ каждое последующее число на 1 больше предыдущего, предыдущее на 1 меньше последующего;
♦ натуральный ряд чисел бесконечен.
В обучении детей с нарушениями умственного развития нумерации многозначных чисел реализуется принцип от общего к частному, благодаря чему:
♦ учащийся овладевает логически обусловленным обобщением знаний о первых трех разрядах (единицы, десятки, сотни) в понятии «класс»;
♦ учащиеся осознают очевидности общего и различного между одноименными разрядами класса единиц и класса тысяч;
♦ выявляется аналогия в нумерации трехзначных и шестизначных чисел;
♦ коррекционно-развивающий потенциал учебного материала данного раздела курса математики используется в установлении аналогий, анализе, сравнении и обобщении имеющихся знаний.
В системе нумерации многозначных чисел основой является нумерация чисел первого класса. Применение моделирования позволяет сформировать у школьников наглядный обобщенный образ, пространственную схему строения шестизначных чисел.
Основа успешного освоения программы по математике учащимися с отклонениями умственного развития — это знание учителем возможностей учеников, темпов их работы, особенностей личностного развития.
План-конспект урока математики
в 1 классе коррекционной школы '
Тема: «Понятие о количестве»