Тема: «Семейный бюджет. Доходы. Расходы»

Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией.

Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал: модель «семейный бюджет», карточки с изображением членов семьи, «деньги», игрушка гномик, модель «доходы и расходы».

- Ребята сегодня у нас гость.

«Я, веселый добрый гном.

А зовусь я Эконом.

Денежки люблю считать

И хозяйством управлять.

С вами рядом я живу

С экономикой дружу».

- Гном Эконом приглашает нас в страну Экономику. Знаете ли вы, что означает это слово? Экономика – это искусство ведения хозяйства. Все жители этой страны – хорошие хозяева.

Вот, например, семья экономистов.

Знакомство с семьей экономистов. Папа и мама работают и за свой труд получают деньги.

?Как называются эти деньги? (зарплата)

Зарплата – оплата труда, плата за труд.

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже получают деньги.

? Как называются эти деньги? (пенсия).

Пенсию платят пожилым людям, за то, что они много лет работали.

Сестра и брат - Экономисты. Сестра учится и за свой труд (учеба, тоже труд) получает стипендию. Брат ходит в детский сад и не получает денег. Ему, иногда, дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги зарабатывает не он сам, а старшие.

Зарплата + пенсия + стипендия = бюджет семьи.

?Откуда берутся деньги у ваших родителей?

?За что бабушкам и дедушкам платят пенсию?

?Что такое стипендия?

Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак – две. У белочки было два яблока – большое и маленькое. Как Белочке заплатить мышатам за работу, кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

Как вы понимаете пословицу «Каков работник – такова ему и плата»?

Все деньги, которые получают члены семьи – это ДОХОД.

Доход – « в дом вход».

Игровая ситуация. В гости к семье экономистов приехала тетя-экономистка - и добавила в доход семьи свою зарплату. Доходы семьи увеличились или уменьшились?

- Сестра в этом месяце не получала стипендию.

Денег стало больше или меньше?

- Папа Экономист хорошо работал и получил премию.

Премия – деньги, получаемые дополнительно к зарплате за особые успехи в работе.

Доход семьи изменился? Как?

Расходы – траты семьи. Расход – «раз и вышел».

Семья тратит деньги на разные нужды. Расходов в семье много и их никак не избежать. Человек не может жить без еды, одежды, жилья: одежда спасает человека от непогоды, еда и вода необходимы, чтобы быть здоровым.

Расходы на эти товары называются основными.

Не основные расходы – приобретение товаров, без которых можно обойтись.

Проблемная ситуация.

Собралась однажды вся семья экономистов и стала думать, как потратить деньги. Бабушке очень хотелось купить новую сковородку «Тефаль», маме – шубу, папе – запасные части для машины, а сыну – новую игрушку. И решили купить все сразу. Пошли в магазин и потратили все деньги. Пришли домой, а света нет, воды нет, телефон не работает. Что произошло?

Тема: «Сберегательный банк».

Цель: дать детям первоначальные знания о банке, раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк.

Материал: книги «Бизнес Крокодила Гены» Э.Успенского; «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого; комикс «Жила-была денежка»; строительный материал.

Воспитатель читает комикс «Жила-была денежка». Дети слушают, как на острове Мацума у короля Бумба родилась блестящая идея – где хранить деньги. Их можно хранить в банке.

БАНК – это место, где хранят, меняют и выплачивают деньги. Объяснить, почему деньги «растут».

Проблемная ситуация. Три поросенка решили купить дом. Подсчитав свои доходы, они поняли, что денег на покупку дома им не хватает.

? Что можно предложить поросятам, чтобы они осуществили покупку?

Воспитатель читает отрывки из книги «Бизнес Крокодила Гены» и «Золотой ключик» и предлагает на обсуждение вопросы:

? Правильно ли было предложение старухи Шапокляк положить деньги в банку и закопать ее? Почему?

? Где хранил деньги Буратино? Получил ли он прибыль?

? Где лучше хранить деньги? Почему?

Экономический КВН.

Цель: развивать у детей внимание, сообразительность и самостоятельность; доставить им радость и удовольствия игры.

Содержание.

Под музыку в зал входят дети.

Ведущий: Мы веселые ребята и не любим мы скучать. С удовольствием все вместе в КВН начнем играть.

Дети делятся на две команды. Придумывают название.

Каждой команде задается по три вопроса:

1) Что такое продукт?

2) Что такое зарплата?

3) За что дедушкам и бабушкам платят пенсию?

1) Что такое банк?

2) Что такое доход?

3) Какие названия иностранных денег вы знаете?

«Прочитайте пословицу»

Пословицы разбиты на слоги. Соединяя слоги по порядку, модно прочитать пословицу («Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Скупой платит дважды»).

«Экономическая рыбалка». Участники игры по очереди подходят к озеру и «ловят» рыбу. На обратной стороне рыбки написано слово. Нужно прочитать его и назвать противоположное (дешево – дорого, продавец – покупатель, мало – много, трудолюбивый – ленивый, доход – расход и др.).

Ведущий: « Пошла как-то Муха-цокотуха на базар, но не с кошельком, а с бочонком меда душистого липового».

Продавец: «А вот хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые»

Муха: «Какая красота! А кошелек-то я с собой не взяла. Как же мне товар купить? (Ответы детей)

Ведущий: «Уходит Муха с базара

С полной сумкой товара.

За бочонок медочка

Выменяла ложку и ковш с расписным листочком.

Нашей Мухе хвала и почет,

В дружбе она с экономикой живет»

Подводится общий итог. Команда, набравшая большее количество баллов, премируется интересным подарком.

Наши рекомендации